10 культовых советских режиссеров: от Эльдара Рязанова до Андрея Тарковского

Советский период в истории отечественного кинематографа был особенным.

Именно тогда свет увидели культовые фильмы, любимые и пересматриваемые зрителями до сих пор, и именно тогда об отечественных деятелях кино узнал, пожалуй, весь мир.

Просто для справки: советской классикой в свое время вдохновлялись и Джордж Лукас, когда создавал «Звездные войны», и Кристофер Нолан, когда снимал «Интерстеллар», и Гильермо дель Торо, поставивший «Форму воды».

А благодаря кому советское кино носит статус «культового»?

Эльдар Рязанов

Без преувеличения культовый советский режиссер, фильмы которого любят и пересматривают до сих пор. К слову, всесоюзная слава пришла к Эльдару Рязанову с первым же полным метром, которым стала «Карнавальная ночь». Что уж говорить об остальных его хитах: «Иронии судьбы, или С легким паром», «Невероятных приключениях итальянцев в России», «Жестоком романсе» и других картинах. А еще Эльдар Рязанов – автор текста популярных романсов, среди которых «У природы нет плохой погоды» и «Любовь – волшебная страна».

Леонид Гайдай

Один из самых популярных и признанных советских режиссеров, открывший новый жанр народной комедии. Так на свет появились «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» и другие культовые фильмы. Последние два, кстати, входят в пятерку самых кассовых в советском прокате – на четвертом и третьем местах соответственно.

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн заслуженно носит статус экспериментатора в кинематографе, а его имя стало синонимом советского кино 1920-х годов благодаря фильму «Броненосец «Потемкин». В этой картине тяга режиссера к новаторству проявилась, пожалуй, особенно ярко – посмотреть хотя бы на визуальные эффекты, нетипичные для того времени (оживающие каменные львы для 1925-го и вовсе стали своего рода сенсацией). При этом главная заслуга Сергея Эйзенштейна даже не в этом, а в работе с ракурсами и монтажом – он сделал ставку на крупные планы и показ одного и того же события с разных точек, чтобы глубже погрузить зрителя в происходящее, и не прогадал. Такие приемы мы позже увидим в десятке других картин и видим, к слову, до сих пор. А «Потемкин» в 1958-м в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе был признан «лучшим фильмом всех времен и народов».

Сергей Бондарчук

Автор того самого классического четырехсерийного фильма «Война и мир», работа над которым длилась около шести лет. В итоге картина получила «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке, а еще стала лидером советского проката в 1966-м после премьеры первой серии. И хотя экранизация одноименного романа Льва Толстого и стала одной из самых масштабных работ в творчестве Сергея Бондарчука, в его фильмографии также «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Тихий Дон» и другие проекты.

Читать также:
Большое интервью звезды «Красных бутонов» Мерта Языджыоглу

Георгий Данелия

«Я шагаю по Москве», «Мимино», «Паспорт», «Кин-дза-дза!», «Афоня» – все эти фильмы были сняты Георгием Николаевичем Данелия. Именно он, к слову, изобрел жанр «лирической комедии» и ввел его в обиход с лентой «Я шагаю по Москве» – позже картину представили на 17-м Каннском кинофестивале, где режиссера удостоили специального почетного упоминания жюри в числе молодых кинематографистов.

Андрей Тарковский

Сложно переоценить влияние Андрея Тарковского не только на советский, но и на мировой кинематограф.

Неслучайно и его картины «Андрей Рублев, «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» периодически включаются в списки лучших фильмов всех времен.

Истории Андрея Тарковского – о страданиях и надеждах человека, о людской слабости и силе, о философских вопросах, встающих в жизни перед каждым. Но отдельного внимания, конечно, заслуживают концептуальные художественные решения режиссера – его перфекционизм в построении кадра, симметрия, долгие планы. Им, к слову, вдохновлялись и вдохновляются до сих пор именитые режиссеры по всему миру: в картине Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший», например, есть целый ряд цитат и заимствований из Андрея Тарковского, а его «главным учеником» на Западе считается Ларс фон Триер, который посвятил мэтру ленту «Антихрист».

Александр Роу

Александра Роу мы знаем в первую очередь как классика волшебной киносказки, подарившего зрителям фильмы «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Конек-Горбунок», «Хрустальный башмачок», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Морозко» и многие другие. И мы не соврем, если скажем, что на его работах выросло не одно поколение.

Владимир Меньшов

Современное подрастающее поколение знает Владимира Меньшова в основном как актера, но именно он в советские времена поставил культовые «Москва слезам не верит» (за него, кстати, артист удостоился «Оскара»), «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» и другие фильмы, во многих из которых сам играл главные роли. Неслучайно на Западе его работы считают «энциклопедией советской жизни».

Станислав Ростоцкий

Ты точно знаешь его по фильмам «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо» (невозможно смотреть без слез) и «А зори здесь тихие» – последние два и вовсе считаются мировой классикой благодаря номинациям на «Оскар». Кстати, к собственным фильмам он же лично выступал автором и соавтором сценариев.  

Дзига Вертов

Один из основателей и теоретиков документального кино, благодаря которому, например, в кино появились методы «скрытой камеры» и «киноглаза». А его фильм «Человек с киноаппаратом» часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории.

Комментарии закрыты.