Прошедшей ночью практически весь мир следил за финалом «Атаки титанов» – без преувеличения, главного аниме современности и одного из лучших сериалов всех времен. Начавшаяся десять лет назад, «Атака» в свое время поставила мировой рекорд Гиннеса, став самым востребованным аниме, а еще обгоняла по популярности в списке лучших по версии IMDb даже культовых «Друзей», «Фарго» и «Твин Пикс», заодно завоевывая сердца тех, кто совсем не относит себя к поклонникам жанра. И хотя на данный момент финальный эпизод стал самым низкооцененным среди всех серий сериала, мы все же спишем это на разочарование от необходимости принять тот факт, что путь длиною в десять лет наконец пройден.
«Атака титанов» начиналась как жестокая эпопея о выживании в мире, где остатки человечества вынуждены прятаться за высокими стенами от обитающих снаружи титанов. Последние бездумно пожирают людей, а потому вопрос защиты от неизведанных людьми чудовищ стоит особенно остро. С самой первой серии это аниме не заигрывает с зрителями и даже не думает оставлять экшн на «десерт», сразу давая понять, что жалости здесь не место. Причем в случае с «Атакой» это не касается одних лишь титанов, смысл жизни которых – в поедании людей, и вопросы морали, принципов, выбора и целей встают постоянно и перед главными героями, которых приходится попеременно то любить, то ненавидеть.
И даже когда финал кажется прозрачно ясным, Хадзимэ Исаяме – автор манги, по которой сделан проект – достает из рукава козырь, перебивающий все, на что ты ставил раньше. Именно так однажды выясняется, что титаны могут быть разумными, друзья – не тем, кем казались, а чистые изначально мотивы очистить мир от врагов – глубоко разрушительными для восьмидесяти процентов человечества, растоптанных Колоссальными титанами с равнодушным взглядом.
«Атака титанов»
Cпециально или нет, но именно их взгляд, перебивающий отрывки с умирающими людьми и плачущим младенцем сильнее всего врезается в память в финальной, тридцатой серии четвертого сезона.
«Атака титанов»
Все новые повороты сюжета, впрочем, не пытаются выиграть лишь благодаря экшну, которого здесь достаточно – «Атака» ставит перед зрителем и множество философских вопросов, спорить о которых можно, кажется, вечно. Социальное неравенство, поиск правых и виноватых, хрупкость человеческой жизни, отсылки к мифологии и даже произведениям Франсиско Гойи – лишь малая часть тем, которых касается сериал. Во многом один из главных конфликтов этой истории расшифровывается устами Эрена Йегера в разговоре с Райнером Брауном в пятой серии четвертого сезона, когда тот говорит: «Я когда-то считал, что все, кто за морем – мои враги. Но теперь я пересек море, жил с вами под одной крышей, делил с вами пищу. Между нами нет разницы. Конечно, тут есть подлецы, но и хорошие люди есть. Жизнь за морем, жизнь внутри стен – везде одна».
«Атака титанов»
Итогом сражений четырех сезонов внезапно оказывается одна простая мысль о том, что зло лишь порождает еще большее зло, насилие порождает насилие, а главный враг человека – лишь он сам.
«Атака титанов»
Начавшись как фантастический боевик с линиями о дружбе и долге, сериал эволюционировал в серьезную антивоенную драму, возведя вопросы о том, кто прав, а кто виноват, в максимальную степень. И если показатель хорошего кино в том, чтобы вызвать эмоции – то с этой задачей у «Атаки титанов» проблем точно нет. Как нет и счастливого финала в классическом его понимании – впрочем, было бы кощунством после стольких лет и потерянных нервов сделать его по всем канонам жанра. Оставаясь все той же историей о потерях, выборе и жестокости во благо, «Атака», не изменяя себе, завершается красиво, кадрами во время титров и сценой после них как бы намекая, что история циклична, а мы в ней только выбираем свою сторону. Быть узниками любви, способной уничтожить мир, или пожертвовать ею во имя человечества, обманывать или обманываться, слепо заставлять других расплачиваться за грехи, им не принадлежащие, или бесконечно искать истину – каждый из героев «Атаки титанов» однажды сделал свой выбор, чтобы передать эстафету по поиску ответов на эти вопросы своему зрителю. То есть нам.
Комментарии закрыты.