Дилера «Рольф» передали Росимуществу. Есть ли риск покупать там машину

Эксперт Мосеев: покупка автомобилей в «Рольф» не несет риски обычным клиентам

Автодилер «Рольф» сообщил о смене руководства после передачи управления компанией Росимуществу. Какие проблемы есть у предприятия, можно ли сейчас покупать там машины, что будет с обслуживанием и обязательствами

Все акции одного из крупнейших автомобильных дилеров в России, компании «Рольф», переданы во временное управление Росимущества. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Основатель «Рольфа» Сергей Петров назвал такое решение «правовым беспределом». «Я не знаю как, инвесторы в Азии, которых мы сейчас ждем, будут вкладывать в Россию, как вообще будут наши инвесторы дальше инвестировать и думать долгосрочно», — заявил РБК бизнесмен.

В пресс-службе компании сообщили Autonews.ru о смене руководства в соответствии с этим решением. Разбираемся, какие проблемы возникли у компании и есть сейчас риск покупать автомобили у этого дилера.

Какие проблемы возникли у «Рольфа»

100% группы «Рольф», одного из крупнейших автодилерских холдингов, владеет кипрская компания Delance Ltd, которая принадлежит семье предпринимателя и основателя «Рольфа» Сергея Петрова. В 2021 году автодилерская сеть «Ключавто» договорилась о покупке 100% «Рольфа». При этом директор по развитию «Рольфа» весной 2022 года сообщил, что сделка стоит «на паузе».

В 2019 году против основателя компании Сергея Петрова завели дело о выводе за рубеж 4 млрд руб., он был объявлен в международный розыск.

Автомобильный эксперт и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев в беседе с Autonews.ru напомнил, что в отношении «Рольф» все еще продолжается уголовное дело, а сам Петров является его фигурантом. При этом, как уточнил эксперт, компания «Рольф» получила в России статус системообразующего предприятия в отрасли.

«В таком случае к предприятию следует особое отношение со стороны государства. Так, с одной стороны, «Рольф» получил множество льгот во время пандемии, несмотря на продолжающиеся в то время судебные разбирательства. Но и ответственность у компании перед государством более высокая», — напомнил Мосеев.

По его словам, Петров является бенефициаром сделки по продаже компании «Рольф» и вел переговоры о ее продаже достаточно долго.

«В 2022 году сорвалась сделка с дилерским центром «Ключавто»: тогда случилась СВО, ушел ряд автопроизводителей и «Ключавто» мог только порадоваться, что сделка не состоялась. В 2023 году на компанию «Рольф» нашлись новые потенциальные покупатели, которые, по моей информации, получили на эту сделку предварительное одобрение правительственной комиссии и провели переговоры с «Рольфом». По моим данным, была достигнута договоренность о ее продаже за 30 млрд руб., при этом потенциальный покупатель был готов взять на себя кредитные обязательства предприятия», — рассказал Мосеев.

Далее, по информации Мосеева, в последний момент Петров поднял цену до 50 млрд руб., посчитав, что 30 млрд ему недостаточно.

«В ответ на это покупатели заявили, что сделки не будет. И складывается такая ситуация: есть системообразующее предприятие, у которого могут возникнуть проблемы с кредитами: по моей информации, в декабре 2023 года у них кончаются кредитные линии в ведущих государственных банках. И эта компания потеряла инвестора. На основании переживаний со стороны государства о судьбе такого крупного предприятия и было принято решение передать его в управление Росимуществу. Чтобы решить проблему с кредитованием, чтобы системообразующее предприятие и его клиенты, поставщики и партнеры не пострадали», — говорит эксперт.

Как подчеркнул Мосеев, речь о национализации в этом случае не идет — компанию передадут в управление.

«Никто у кипрской компании пока не изымает доли в ООО «Рольфа», а передают их в управление государству. Такое решение ограничивает собственника в возможностях распоряжения долями в «ооошках», он не может без Росимущества ничего не сделать. Компанию у него не отбирают. Теоретически киприот совместно с Росимуществом может вести переговоры о продаже и Росимущество будет принимать решение по цене сделки», — отметил Мосеев.

Как в свою очередь предположил источник Autonews.ru в отрасли, скорее всего, это решение со стороны государства простимулировали потенциальные инвесторы, которые оказались недовольны подходом Петрова к заключению сделки. При этом, по его словам, потенциальным покупателем не является дилерский центр «Авилон», с которым переговоры зашли в тупик еще в 2022 году.

Читать также:
С 1 апреля в России изменят порядок обмена иностранных водительских прав

Можно ли сейчас покупать автомобили в «Рольф»

Автомобилистам, партнерам и поставщикам компании «Рольф», по оценке эксперта Мосеева, в настоящий момент не стоит опасаться, что свои обязательства перед ними предприятие не выполнит.

«С точки зрения бизнеса и работы самой компании, которая занимается продажей и обслуживанием автомобилей, никаких ограничений не вводится. Существует небольшой риск, что текущий топ-менеджмент не захочет работать в сложившихся условиях и уволится, что может привести к непродолжительному периоду турбулентности. Или же Росимущество назначит новый состав руководителей. Но это маловероятный сценарий», — считает Мосеев.

По оценке эксперта, финансовое положение компании за последние два года значительно укрепилось.

«Предприятие уже справилось с рыночными проблемами, нарастило продажи автомобилей с пробегом. Они плотно работают по сервисному обслуживанию, а также получили много франшиз китайских брендов. Да, есть проблемы с перекредитовкой, но вряд ли Сбер или Газпромбанк в такой ситуации откажется от продления кредитной линии. Если бы сделка по продаже состоялась, это, конечно, добавило бы компании стабильности. Но и сейчас проблем в работе возникнуть не должно», — считает он.

Обычных клиентов и автомобилистов проблемы компании, по мнению Мосеева, затронуть не должны.

«Если клиент идет покупать автомобиль у официального дилера, можно воспользоваться гарантией производителя. К условному «Рольфу» автомобилист в таком случае не привязан — можно пойти на обслуживание, например, в другой официальный дилерский центр», — объяснил бывший глава Российской ассоциации автомобильных дилеров.

Если же автомобиль ввезли в Россию по параллельному импорту и гарантию предоставляет «Рольф», то покупателю лучше обратить внимание на детали. В таком случае существует две схемы. По первой гарантию предоставляет сама компания и она берет на себя все риски. В этом случае, если компания уходит с рынка, то покупатель действительно остается без гарантии. Во втором случае к этому процессу подключают страховую компанию — тогда вообще ничего не меняется.

«Но риск, что «Рольф» уйдет с рынка минимален — в этом нет заинтересованности ни одного участника процесса», — заключил Мосеев.

Официальная позиция «Рольф»

В пресс-службе компании «Рольф» сообщили Autonews.ru, что данные изменения никак не отразятся на деятельности организации. Там заверили, что АО «Рольф» сохраняет все свои обязательства перед работниками, клиентами и партнерами и что команда менеджмента АО «Рольф» продолжит эффективное управление компанией.

«Росимущество, как временный управляющий акциями АО «Рольф», намерено развивать организацию, улучшать ее финансовые показатели и соблюдать обязательства перед сотрудниками. В соответствии с данным решением новым генеральным директором АО «Рольф» с «22» декабря 2023 г. назначен Гуляев Алексей. Первым заместителем генерального директора назначена Виноградова Светлана. Операционное управление по-прежнему останется под ее руководством», — сказали в «Рольф».

В 2019 году против Петрова и ряда руководителей компании было возбуждено уголовное дело по подозрению в незаконных валютных операциях и переводе денежных средств на счета нерезидентов. По версии следствия, Петров в 2014 году перечислил 4 млрд руб., которые были получены от коммерческой деятельности «Рольфа», на счета подконтрольной ему кипрской Panabel Ltd. Петров заочно арестован и объявлен в международный розыск. В последние годы он жил в Австрии и говорил в интервью РБК, что в Россию возвращаться не планирует.

Сергей Петров вину не признавал, и выражал мнение, что дело, возможно, связано с его политической позицией или рейдерским захватом. Он также рассказывал о поступавших предложениях продать «Рольф» «за полцены».

В сентябре по делу о выводе за рубеж 4 млрд руб. к восьми с половиной годам колонии общего режима приговорили члена совета директоров «Рольфа» Анатолия Кайро. Еще два фигуранта дела — бывший гендиректор компании Татьяна Луковецкая и глава Panavel Ltd Георгий Кафкалия заочно арестованы.

Какие автомобили продает «Рольф»

Компания «РОЛЬФ» основана в 1991 году. Портфель ее брендов до 2022 года включал 21 автомобильную марку и один мотоциклетный бренд: Audi, BMW, BMW Motorrad, Chrysler, Ford, Genesis, Hyundai, Jaguar, Jeep, KIA, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Renault, SKODA, smart, Toyota, Volkswagen. Дилерская сеть компании насчитывала 62 шоурума в Москве и Санкт-Петербурге.

Сейчас в портфеле компании есть такие бренды, как Chery, BAIC, JAECOO, EXEED, OMODA, ZEEKR, VOYAH, TANK, Москвич, KAIY, Evolute.

Комментарии закрыты.