«Я не видел, но лампочку поменяйте». Как пройти техосмотр: личный опыт

Корреспондент Autonews.ru прошел техосмотр: сколько стоит и с чем были проблемы

Оформление полиса ОСАГО более не требует предоставления диагностической карты о прохождении техосмотра. Однако она нужна при изменении регистрационных данных в ГИБДД. Насколько сейчас сложно пройти процедуру

Корреспондент Autonews.ru честно прошел техосмотр автомобиля Renault Duster, возраст которого превышает 11 лет. До этого машина годами не проходила официального техобслуживания и избегала техосмотра. Насколько сложно было совершить официальную процедуру.

Возраст значения не имеет

Renault Duster 2012 года выпуска с пробегом 109 199 км достался корреспонденту Autonews.ru по наследству. Как видно из пробега, на машине ездили редко, в последние годы — не более 5 тыс. км в год. Предыдущий владелец признавался, что проходил техосмотр «по фотографии» — отправлял страховому брокеру данные об автомобиле и его фотографию, доплачивал за полис ОСАГО 720 руб. и получал пакет готовых документов без фактического предоставления машины для осмотра.

При этом автомобиль содержался в исправном состоянии, хотя его и не привозили на официальные сервисные станции Renault. Все основные агрегаты, отвечающие за безопасность, были обслужены или заменены согласно соответствующим рекомендациям автопроизводителя.

В 2023 году купить полис ОСАГО можно и без прохождения техосмотра. Однако диагностическая карта нужна, чтобы переоформить машину на другого собственника или, например, выехать на ней за границу. При этом с 1 марта 2022 года в России вступили в силу изменения в КоАП, позволяющие выписывать водителям штраф за управление машиной без техосмотра. Это правило касается только тех автомобилистов, для которых прохождение процедуры осталось обязательным.

Возить с собой диагностическую карту, свидетельствующую о прохождении техосмотра, сейчас не требуется. Но сотрудник ГИБДД может проверить машину по базе и, в частности, убедиться, что техосмотр она прошла, а также увидеть фотографию, которую в ЕАИСТО обязан загружать оператор техосмотра и на которой видно, что машина действительно физически заезжала на сервис.

Поскольку планировалось переоформить автомобиль с одного собственника на другого, а также съездить на нем в отпуск за рубеж, прохождение техосмотр стало обязательным условием. Для всех машин старше четырех лет это необходимо в принципе, а для автомобиля возрастом 11 лет диагностическая карта выдается всего на один год.

Пройти техосмотр «по фотографии» больше нельзя

Ради эксперимента корреспондент Autonews.ru прозвонил в брокерскую контору, оформляющую полис ОСАГО, в которой предыдущий владелец также «проходил» техосмотр в предыдущие годы без физического посещения автосервиса. А также в другие компании, предоставлявшие подобные услуги. Везде ему заявили, что это более невозможно. При этом ответственность за оформление «серых» карт существовала всегда, а с недавнего времени ее ужесточили. Так, согласно ч. 3. ст. 14.4.1. КоАП «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств», за оформление диагностической карты без фактического проведения проверки грозят серьезные штрафы: для граждан — 5–10 тыс. руб.; для должностных лиц — 30–50 тыс. руб.; для юрлиц — 200–300 тыс. руб.

При этом все опрошенные брокеры предложили обратиться в партнерские автосервисы для легального прохождения техосмотра. Список требований к техническому состоянию машины у всех при этом был очень близок и немного отличался от официального. Он включает минимальный набор:

  • исправность всех световых приборов;
  • целостность стекол;
  • оригинальный глушитель;
  • отсутствие фаркопа;
  • отсутствие явных следов аварий на кузове.

Корреспондент Autonews.ru отказался от предложений и отправился в автосервис, расположенный неподалеку от его дома. Услуга предоставлялась по записи, но при этом на дату в три дня вперед было много свободных лотов.

Переплата 87 руб.

Стоимость услуги составила 1000 руб., при этом в 2023 году в Москве действует минимальный тариф на техосмотр для легковых автомобилей в размере 913 руб. Повышенная ставка предполагает дополнительные услуги, однако они предложены не были. Впрочем, посещение иного пункта техосмотра означало бы перерасход бензина на сумму большую разницы в 87 руб. между рекомендованной и фактической ценой.

Отдельно отметим, что банковскую карту в сервисе принимать отказались, предложив либо оплатить наличными, либо совершить банковский перевод. Предложения выдать чек за услугу также не последовало.

Читать также:
АЕБ сообщил о росте российского авторынка на 78%

Кроме того, сервис техосмотра не предусматривал собственно услуги автосервиса. В случае если у машины были бы обнаружены критические неисправности, устранить их на месте было бы невозможно. Справедливости ради, сам пункт техосмотра располагается в промзоне, где в радиусе 200 м можно встретить четыре автосервиса. Один из них разместился буквально за стеной от пункта техосмотра и, судя по дизайну вывески, относится к одной компании. Правда, по документам, это разные юрлица. Точнее техосмотр юридически вообще осуществляет не фирма, а индивидуальный предприниматель.

На что смотрят в реальной ситуации

Перед визитом на проверку технического состояния автомобиля корреспондент Autonews.ru опасался за подвеску автомобиля: родные амортизаторы возрастом более 11 лет уже начали издавать посторонние звуки. Однако еще при записи по телефону его уверили, что это «точно не станет проблемой».

Проведение техосмотра началось с фотографирования автомобиля, чтобы зафиксировать тот факт, что он действительно был на сервисе. При этом проверять техническое состояние сотрудники сервиса даже не начинали. Фотографию сделали на обычный смартфон, что допускается правилами. Камер видеонаблюдения в помещении сервиса корреспондент Autonews.ru не увидел.

После этого сотрудники сервиса провели внешний осмотр машины, попросили включить передние стеклоочистители, после чего удалились на 12 минут, попросив не выходить из машины.

Спустя указанное время механики вернулись и проверили на стенде работу тормозов, а также корректность настройки передних фар специальным прибором. Данные проверки эксперты не сообщили, ограничившись заявлением, что «все в норме».

Затем произошла тотальная проверка всех световых приборов. По ее итогам мастер шепотом сказал корреспонденту Autonews.ru: «Лампочку подсветки номерного знака сзади поменяйте». Но не отразил это в итоговом заключении. О том, что данная лампа перегорела, корреспондент издания действительно не знал.

Наконец, мастер попросил включить еще и задний стеклоочиститель. Он работал. Исправность омывателей стекол проверять не стали.

После всех проверок мастер вновь удалился в офисное помещение сервиса, откуда доносились многочисленные звуки, напоминающие проставление печатей. Водителя при этом настоятельно попросили оставаться за рулем, выключив предварительно двигатель. Затем эксперты вынесли диагностическую карту с печатью и штампом об электронной подписи. Проверка подвески при этом не проводилась.

Примечательно, что теперь эксперты не проверяют наличие аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя: по новым правилам их отсутствие при прохождении техосмотра теперь нарушением не считается.

Также в итоговой диагностической карте указывалось, что на автомобиле стояли одинаковые шины. На деле это было не так. На передней и задней осях стояли покрышки одного типа, но разных марок. Это допустимо и нарушением не является, но мастер данное обстоятельство не заметил или сделал вид, что не заметил.

Autonews.ru направил запрос в Российский союз автостраховщиков (РСА), который аккредитует СТО для проведения техосмотра. Там отметили, что сейчас их функция сводится лишь к проверке наличия у компании необходимого набора оборудования. Соблюдение же процедуры прохождения техосмотра контролирует ГИБДД. При этом в РСА напомнили, что аптечка и знак аварийной остановки при техосмотре сейчас в обязательном порядке проверяется только у грузовиков и автобусов. В 2024 году, как ожидается, функции РСА перейдут к Росаккредитации.

Цены бывают разными

Пока корреспондент Autonews.ru ждал оформления диагностической карты в машине, он мог слышать диалог с зашедшим клиентом, который хотел пройти техосмотр на более новой и более дорогой машине, которой в декабре должно было исполниться четыре года. С него запросили не 1 тыс., а 1,5 тыс. руб. за услугу. Клиент согласился.

Кроме того, за время проведения техосмотра, которое составило с оформлением документов около 20 минут, на подъезде скопилась очередь из двух машин. Все они прибыли по предварительной записи, но приехали заранее и были вынуждены ожидать.

На прямой вопрос о том, кто не проходит техосмотр, мастер заявил, что это как правило машины, не прошедшие кузовной ремонт после ДТП. И шепотом добавил: «Ну и у кого лампочки не горят». Пристыженный корреспондент Autonews.ru с готовой диагностической картой поехал покупать лампу подсветки номерного знака.

Комментарии закрыты.