Пожар на секретной подлодке АС-31 «Лошарик» случился пять лет назад

Пять лет назад на российском флоте случилась трагедия — в пожаре сгорели полтора десятка офицеров-подводников. Этот инцидент до сих пор засекречен, но одно известно точно: авария случилась на сверхсекретной российской подлодке АС-31 «Лошарик». Она способна действовать на глубине в три километра, а западные эксперты считают, что аппарат может ездить колесами по дну. О том, что известно об уникальной российской субмарине и какие задачи в теории она может выполнять, — в материале «Газеты.Ru».

Пламя под водой

Пожар на субмарине АС-31 «Лошарик», случившийся 1 июля 2019 года, стал первой трагедией на российском подводном флоте со времен аварии на К-152 «Нерпа» в 2008 году. Обстоятельства инцидента засекречены и вряд ли будут преданы огласке в ближайшие десятилетия, если только это не вынудят сделать обстоятельства. Минобороны РФ сообщило лишь, что на подлодке возник пожар в аккумуляторном отсеке, и что 14 моряков-подводников погибли в борьбе за живучесть субмарины. При этом они успели эвакуировать из горящего отсека гражданского специалиста и задраить за ним люк, чтобы предотвратить распространение огня.

Спустя месяц после аварии источник в российском ВПК рассказал журналистам, что аппарат получил очень серьезные повреждения, и под замену ушли аппаратура связи, система управления, гидроакустический комплекс, навигационное оборудование и системы жизнеобеспечения.

Все рассуждения о том, чем занимались подводники в момент возникновения пожара, носят спекулятивный характер. Вместе с тем, сам аппарат «Лошарик» интересен ничуть не меньше, чем его трагическая миссия.

Неформальное именование «Лошарик» взято из советского мультфильма про лошадку, чье тело состоит из сегментов-шариков, как и корпус субмарины. Этого не видно снаружи, потому что подводные лодки имеют два корпуса: водопроницаемый внешний для создания обтекаемых обводов и прочный герметичный внутренний, в котором находится экипаж и основное оборудование. Обычно прочный корпус напоминает длинный цилиндр с округленными или вытянутыми торцами, но традиционные субмарины рассчитаны на погружение не более нескольких сотен метров.

«Лошарик» же создавался для работы на глубине как минимум в 3 тыс. метров. Давление при этом должно достичь примерно 290 атмосфер, что равно 2,8 тыс. тонам-силам на квадратный метр. Идеальной формой для противодействия сжатию считается сфера, и чем сфера меньше, тем лучше. Так в СССР в 1980-х годах и родилась идея постройки полисферического глубоководного аппарата.

В одной из сфер установлена изолированная ядерная силовая установка, — по словам Сергея Шойгу, она не требует вмешательства экипажа в работу. В других сферах, соединенных между собой проходами, размещается экипаж и оборудование. При этом «Лошарик» не предназначен для самостоятельного крейсерства и нуждается в подлодке-носителе. Вероятно, носитель с пристыкованным аппаратом выходит в район исследований, выпускает АС-31 в свободное плавание и ожидает возвращения в заданном районе.

Тихий шпион

О том, какие задачи должен выполнять «Лошарик», официальной и подробной информации в открытых источниках нет. Обычные атомные подлодки бывают двух типов: многоцелевые и стратегического назначения. Со вторым типом проще всего. Вся их конструкция спроектирована вокруг набора вертикальных пусковых установок баллистических ракет с ядерной боевой частью. Они должны находиться вдали от родных берегов и, в случае войны, выпустить по территории противника боезапас. Помимо возможности запускать ракеты с более близкого расстояния у них есть другая важная особенность — выживаемость, благодаря чему обезоруживающий ядерный удар делается для противника крайне затруднительным.

Читать также:
Туристическая группа под руководством Дятлова погибла в полном составе 65 лет назад

Многоцелевые атомные подлодки в общих чертах напоминают субмарины Второй мировой войны. Они должны топить торпедами (и ракетами) вражеские транспорты, вести разведку, наблюдать за авианосными ударными группами, поражать их (при большой удаче), перевозить диверсантов и военные грузы, а также выполнять множество других морских задач, которые требуют скрытности.

«Лошарик», вероятно, не пригоден ни для чего из вышеперечисленного, и в целом не вооружен. Зато известно, после пожара начались проверки в войсковой части № 45707, которая подчиняется Главному управлению глубоководных исследований Минобороны РФ. Исследуют там не только строение океанского дна, но и многие другие вопросы, связанные с борьбой против вероятного противника. Деятельность этой в/ч строго засекречена, но у западных журналистов и аналитиков есть несколько догадок о том, чем «Лошарик» в теории может заниматься.

Издание The Warzone считает, что с помощью таких субмарин можно доставать с морского дна ценные объекты — такие, как, например, детали затонувшего в Тихом океане американского истребителя F-35. Также с ее помощью, считают американцы, можно монтировать на дно оборудование, связанное с разведкой. Классическим примером такой деятельности можно считать тайное подключение к подводному кабелю связи.

Наконец, некоторые авторы предполагают, что на подобных «Лошарику» подлодках можно разместить выдвижные колеса. В этом случае субмарина получит возможность ездить по морскому дну, что сильно снизит шансы обнаружить ее с помощью гидролокаторов. Воспользоваться этой скрытностью в теории можно для чего угодно.

Интересно также, что у АС-12 нет публичных аналогов в США, несмотря на большие успехи в создании гражданских батискафов. Нет даже новостей о том, что американцы «напуганы» русской субмариной и срочно требуют у конгресса денег на разработку ответа. Такое поведение заставляет некоторых наблюдателей считать, что подобные субмарины в США есть, но целиком засекречены: как был, например, «стелс»-самолет F-117 до войны в Персидском заливе 1991 года. Нельзя исключать, что аналог этот не прямой, а функциональный: то есть, позволяет достичь тех же целей иными средствами, например, с помощью безэкипажных автономных аппаратов.

Поскольку пожар нанес «Лошарику» большой урон, восстановление субмарины продолжается до сих пор. Ожидается, что впервые после ремонта аппарат выйдет на испытания летом 2024 года.

Что думаешь? Комментарии

Комментарии закрыты.