При какой температуре кипит антифриз и что с этим делать. Инструкция

Разберемся, что означает выражение «двигатель закипел», в чем опасность такой ситуации и как ее не допускать

Принцип работы антифриза

1. Расширительный бачок, служащий для заливки антифриза и компенсации его расширения при нагреве;
2. Клапан регулировки давления в системе охлаждения, встроенный в крышку расширительного бачка;
3. Помпа (водяной насос) с механическим или электрическим приводом;
4. Трубки и шланги;
5. Термостат, регулирующий направление движения антифриза по малому и большому кругу, частью которого является радиатор;
6. Каналы в блоке и головке ДВС;
7. Радиатор с вентилятором.
Подробнее о видах антифриза и периодичности его замены читайте в нашем материале по ссылке.

Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Почему кипит антифриз

В отличие от обычной воды антифриз сохраняет текучесть и в сильные морозы (вплоть до -40° С и ниже), что делает его использование более удобным в зимний период, но, как и вода, антифриз закипает, правда, при более высоких температурах. При концентрации антифриза 40-50% на уровне моря это примерно +120° С (рабочая температура большинства ДВС находится в диапазоне +90-100° С, но может достигать +115° С в пробках и при большой нагрузке), а на высокогорье, где атмосферное давление ниже, — порядка 90° С. Причинами кипения антифриза, как правило, являются:

  • Заклинивание термостата в положении, не позволяющем после прогрева ДВС пустить антифриз по большому кругу;
  • Отказ помпы системы охлаждения;
  • Утечка в системе охлаждения, из-за которой снижается уровень антифриза в системе;
  • Загрязнение радиатора, как снаружи (например, забит тополиным пухом, сухими листьями), так и изнутри, в результате чего падает эффективность охлаждения антифриза, забравшего тепло от ДВС;
  • Отказ системы включения вентилятора, охлаждающего радиатор;
  • Заклинивание в открытом положении регулирующего клапана в крышке расширительного бачка, в результате чего в системе охлаждения исчезает избыточное давление, которое позволяет поддерживать максимально высокую температуру закипания антифриза;
  • Воздушная пробка в системе охлаждения;
  • Низкое качество антифриза или утрата им своих свойств в результате несвоевременной замены;
  • Движение в пробках и с высокой нагрузкой, например, в затяжные подъемы.
  • Признаки закипания антифриза

    Признаками закипания антифриза являются:

  • Пар из-под капота — самый явный сигнал;
  • Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на приборной панели подходит к красной зоне или находится в ней;
  • Включение красного индикатора температуры охлаждающей жидкости на приборной панели;
  • Заметное падение тяги ДВС;
  • Металлические шумы при работе ДВС.
  • Цвет антифриза и температура его кипения

    Ориентироваться на цвет антифриза, который задается красителями, для определения температуры его кипения нельзя, поскольку нет единого для всех стран и производителей соответствующего стандарта. Единственное, можно сказать, что охлаждающие жидкости синего цвета, как правило, имеют самую низкую (порядка +110° С) температуру кипения. В остальном этот показатель зависит от состава охлаждающей жидкости (ОЖ) и ее концентрации в дистиллированной воде:

    Читать также:
    7 новинок от JAC в России. Китайцы поделились планами на 2025 год

    Концентрация охлаждающей жидкости, % Порог закипания, °С 12,5-25 +100 50 +130-140 60 +150-160 75 +170

    Антифриз кипит: что делать

    Если не принять срочные меры при закипании антифриза, последствия могут быть самыми неприятными — вплоть до капремонта двигателя. Что именно происходит при перегреве двигателя? :

  • Задиры цилиндров. Из-за сильного нагрева происходит чрезмерное тепловое расширение поршней с кольцами, что приводит к исчезновению зазоров между ними и стенками цилиндров. Как результат — ускоренный износ цилиндро-поршневой группы, увеличение расхода моторного масла и уменьшение отдачи двигателя;
  • Повреждение других элементов конструкции ДВС. Высокая температура оказывает самое негативное воздействие на пластиковые, резиновые и металлические детали двигателя вплоть до растрескивания и даже поломки.
  • Выход из строя каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Повышенная температура последних способна вызвать спекание керамических сот катализатора, что чревато целым «букетом» проблем, включая в обязательном порядке дорогостоящую замену самого нейтрализатора.
  • Поэтому при первых признаках закипания антифриза необходимо:

  • Включить печку в режиме максимальной температуры. Поскольку печка забирает тепло от системы охлаждения ДВС, это позволит минимизировать перегрев мотора. Но только в том случае, если из-за утечки в контуре охлаждения антифриз не вытек.
  • Как можно быстрее остановиться, не глуша двигатель.
  • При работающей на полную мощность печке для ускорения охлаждения ДВС открыть капот;
  • Дождаться возвращения температуры двигателя к нормальным значениям и продолжить движение;
  • Не затягивая, обратиться на сервис для выяснения причин перегрева двигателя.
  • Если причиной перегрева ДВС стала утечка антифриза, это легко установить по низкой температуре воздуха, который поступает в салон при включенной на полную мощность печке. В этом случае требуется:

  • Как можно быстрее остановиться;
  • Заглушить двигатель;
  • Долгое время ждать, когда ДВС остынет;
  • Залить в систему охлаждения антифриз или дистиллированную воду. Если их нет при себе, вызвать эвакуатор;
  • Немедленно ехать на сервис.
  • В любом случае, категорически нельзя:

  • Лить на горячий двигатель холодную воду во избежание резкого перепада температур, способного повредить металлические детали ДВС;
  • Лить в неостывший двигатель антифриз или дистиллированную воду. Последствия будут теми же;
  • Открывать крышку радиатора. Сброс давления в системе охлаждения приведет к повреждению двигателя, а струя горячего антифриза может вызвать ожоги рук и лица.
  • Как предотвратить закипание антифриза

    Предотвратить закипание антифриза можно, если:

  • Не перегружать автомобиль;
  • При движении в горах делать поправку на более низкую температуру закипания антифриза при снижении атмосферного давления по мере роста высоты над уровнем моря и периодически останавливаться, чтобы выключенный двигатель мог остыть;
  • Соблюдать регламент замены:
    — Антифриза (периодичность рекомендована производителем);
    — Крышки расширительного бачка (обычно раз в 100 000 км);
    — Помпы системы охлаждения (в среднем через каждые 70 000 км);
    — Термостата (обычно раз в 100 000 км);
  • Использовать качественный антифриз, рекомендованный компанией-производителем автомобиля.
  • Читайте также:

    Комментарии закрыты.