Новая марвелловская «Фантастическая четверка: Первые шаги» стартовала в прокате 23 июля и за первый уикенд собрала кассу почти 118 миллионов долларов, показав на старте почти такой же результат, как недавний ребут «Супермена» от DC (225 миллионов долларов). Учитывая прогнозы в диапазоне 100-125 миллионов долларов, пока дела идут хорошо. Да и рейтинг на Imdb составляет 7.5 звезд, а пользователи на агрегаторе Rotten Tomatoes поставили фильму 86%, что довольно хороший показатель.
По настроению и ретро-футуристическому антуражу «Фантастическая четверка» напоминает на сериал Fallout про постядерный апокалипсис, второй сезон которого выйдет только в этом декабре. Именно эта атмосфера в лучших традициях научной фантастики 60-х и зацепила критиков (собственно тогда и был создан сам комикс Стена Ли и Джека Кирби). Аналогично к визуалу не остались равнодушны российские зрители, хотя такой же ностальгии, как американцы, по объяснимым причинам, не испытали.
Промо-арт к фильму «Фантастическая четверка: Первые шаги» Фото: Marvel Studios
Здесь есть очень понятные триггеры. Взять хотя бы начало истории — четверо астронавтов в результате аварии на генетическом уровне приобрели аномалии, став национальными героями. Тут стоит сказать, что 1960-е для СССР стали эрой космических побед, в то время как США то и дело терпели неудачи: в Сети можно даже найти внушительный список аварийных запусков аппаратов и ракет, причем некоторые из них закончились трагедиями. Самая известная связана с пожаром на борту «Апполона-1» в 1967-м, закончившаяся смертью трех астронавтов. В 1986-м взорвался шаттл «Челленджера», в котором погибло семь членов экипажа. Столько же астронавтов погибло уже в 2003-м на «Колумбии». Поэтому, возможно, неосознанно режиссер Метт Шекман и продюсер Кевин Файги отрефлексировали эти события, в которых национальный траур по погибшим позволил «воскресить» героев, подарить им славу и новую жизнь.
Так мы получили гуттаперчевого профессора Рида Ричардса (Педро Паскаль), женщину-невидимку Сью Сторм (Ванесса Кирби), окаменевшего великана-силача Бена Гримма (Эбон Мосс-Бакрак) и Человека-факела Джонни Сторма (Джозеф Куинн).
Если сравнивать «Фантастическую четверку» с версиями 2005 и 2015 года, то можно заметить, что главные герои действительно являются друг для друга семьей — их отношения гармоничны, и никто не тянет одеяло на себя. Сейчас это кажется такой редкостью, что невольно вызывает волну симпатии. Действительно веришь, что это квартет ученых-астронавтов, которые больше люди, чем мутанты-супергерои. Да и герои, в общем, это — взрослые и состоявшиеся люди, а не подростки с травмами, которые ищут себя. Плюс здесь нет сборной солянки, которой грешат мультивселенные: каждому герою уделено достаточно экранного времени, поэтому не приходится распылять внимание на всех подряд.
Кадр из фильма «Фантастическая четверка: Первые шаги»
Единственное, что смущает, так это завязка сюжета о спасении мира: героям так хорошо друг с другом, что в их радение о человечестве мало верится. Будто им не хватает внутренней мотивации и спасают они людей не из заботы, а просто потому что они просто хорошие люди и не хотят никому навредить: да и кто, если не они. Плюс у Рида и Сью будет ребенок, конечно, непростой, но о его суперспособностях мы узнаем только в финале.
Вообще историю можно было бы раскрутить в другом направлении, потому что местами есть вайб «Суперсемейки». Главный злодей Галактус получился неубедительным. Непонятно, зачем он поглощает планеты — это его природа, подобно черной дыре (будто научное явление получило персонификацию в виде совсем не страшного гиганта), или у него есть какая-то предыстория. Из-за того, что мы не знаем о его способностях, непонятно, почему в какие-то моменты Галактус отступает или не может дать отпор, если учесть, что он сильнее четырех героев вместе взятых. Непонятно, зачем ему вежливо просить будущих родителей отдать младенца, когда он может просто отобрать его или, как вариант, перетянуть на свою сторону в повзрослевшем возрасте, подобно тому, как в «Звездных войнах» Палпатин поступил с Энакином.
Постер фильма «Фантастическая четверка: Первые шаги»
Отчасти радует, что в «Фантастическая четверка» смотрится как драма, а не боевик: здесь мало погонь и эффектных битв, разве что в финале. Однако тогда эти сражения должны поддерживать сюжет, а не топить его, вызывая недоумение. В этом смысле есть параллели с недавними «Громовержцами*». В обоих фильмах просто нет харизматичного и убедительного злодея, зато есть акцент на сплоченности команды.
Педро Паскаль по-прежнему в амплуа лучшего в мире daddy — упреки его жены кажутся высосанными из пальца. Что интересно, остальные члены команды, включая робота, также проявляют родительские чувства к малышу. Вот только сам по себе сюжетный ход, в котором зрителя пытаются вовлечь в этическую дилемму вагонетки совсем не нова, а именно что важнее: жизнь одного ребенка или всего человечества. Для русского зрителя это и вовсе достоевщина. Мы понимаем, что никто ребенка не убьет, хотя это и добавило бы драмы и серьезности, а мир будет спасен. Из-за этого нет интриги. Опять же тенденцией многих фильмов последних лет становится предсказуемость, так как расстроить зумеров может что угодно, а кассу терять не хочется.
Кадр из фильма «Фантастическая четверка»
Зато на экране нам показали несколько действительно здоровых отношений: дуэт героев Педро Паскаля и Ванессы Кирби, а также трогательная забота Бена о молодой учительнице и неподдельный интерес Джонни к персонажу Джулии Гарнер — Серебрянному Серферу. В актуальной версии шоураннеры сделали его женщиной, что вышло органично. И, пожалуй, она-то и вызывает больше эмоций, чем Галактус. Гарнер не переигрывает с драмой, делая ставку на загадочность. Она также оказалась заложницей дилеммы вагонетки.
Интересно то, что авторы фильма неявно осуждают выбор Серебрянного Серфера спасти любимого человека ценой жизней других существ. Это довольно нетипично для супергеройского фильма, если учесть, что Россия (в прошлом СССР) — страна коллективизма, а США — индивидуализма. В большинстве наших фильмов общество важнее человека: герой жертвует собой или кем-то дорогим, но спасает страну (взять хотя бы Сталина, который не стал спасать собственного сына, попавшего к немцам в плен). Для американского кино характерна тенденция, в которой личность важнее системы: отсюда столько героев-андердогов, белых ворон, непонятых изгоев и так далее. Но поскольку никто не хочет в реальности стокнуться с дилеммой вагонетки и ставить на чашу весов чью-либо жизнь, создатели «Фантастической четверки» все упростили — и спасли всех. Так или иначе задуматься есть о чем.
Комментарии закрыты.