Штрафы за среднюю скорость оказались под угрозой. Что значит критика МВД

Когда водителей начнут штрафовать за среднюю скорость после критики МВД

Опасениями потока жалоб водителей на штрафы за среднюю скорость объяснили эксперты критику этой инициативы со стороны МВД. Прописать это понятие сначала в ПДД, а потом и в КоАП запланировали в Минтрансе. Что будет теперь

Планы по возврату ответственности за превышение автомобилистами так называемой средней скорости оказались под угрозой после критики со стороны МВД России. Планировалось, что само понятие и требование о необходимости соблюдать так называемую среднюю скорость появится в ПДД 1 сентября 2024 года, а следом — ответственность за ее нарушение планировалось прописать в КоАП.

На основании этих изменений региональные власти должны были получить возможность запустить автоматическую фиксацию с помощью дорожных камер, а ГИБДД — оформлять штрафы. Но теперь ожидаемые изменения могут так и не заработать. Разбираемся, что случилось и что будет с фиксацией средней скорости.

Почему в МВД раскритиковали штрафы за среднюю скорость

В МВД России выступили против привлечения к ответственности водителей на основании фиксации «средней скорости». Там заявили, что не поддерживает подготовленным Минтрансом проект поправок в ПДД в части введения понятия «средняя скорость», а также закрепления обязанности водителя ее не превышать. В ведомстве заявили, что поправки содержат положения, которые могут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге, и вводят избыточные административные ограничения для водителей.

«Наличие неурегулированных проблемных вопросов было обозначено решением Верховного суда Российской Федерации от 7 октября 2019 года. В настоящее время администрирование правонарушений на основании данных систем автоматической фотовидеофиксации, измеряющих среднюю скорость движения транспортных средств, не осуществляется», — заявили в МВД.

Что такое штрафы за среднюю скорость

Постановления за слишком быстрый проезд конкретных участков дороги российские автомобилисты получали с 2013 по 2019 годы. Они приходили, к примеру, когда участок пути протяженностью несколько километров и с установленной скоростью 90 км/час, водитель проезжал быстрее отведенного на это времени — но с учетом нештрафуемого порога скорости +20 км/час. Отдельной нормы в ПДД и КоАП не существовало. Поэтому ГИБДД оформляли штрафы, опираясь на аналогичные санкции при фиксации «обычной» скорости. То есть — 500 руб. — за превышение до 20 км/ч до 5000 тыс. руб. за превышения свыше 80 км/час. В судах такие материалы без проблем принимали и выносили обвинительные решения. Все изменилось в 2019 году, когда получивший такой штраф автомобилист дошел до Верховного суда с требованием постановление отменить. Так, он указал, что в постановлении не указано конкретного места совершения нарушения. Верховный суд эту позицию поддержал и в ГИБДД резко перестали выписывать постановления.

Зачем фиксировали среднюю скорость

Контроль средней скорости позволяет гармонизировать скорость потока и нивелировать так называемый «эффект кенгуру», когда водители сбрасывают скорость непосредственно перед камерой и разгоняются после нее. Так объяснили в беседе с Autonews.ru принцип фиксации средней скорости в ассоциации производителей и операторов дорожных камер «Око». Там заявили, что этот метод максимально эффективен в борьбе с так называемыми «мигрирующими» очагами аварийности — когда после установки камеры в существующем очаге он смещается на несколько сотен метров.

Таже в «Око» добавили, что такая фиксация показала свою эффективность в снижении основных показателей аварийности. К примеру, в Московской области по итогам 2020 года наилучшие показатели по снижению аварийности и тяжести последствий были зафиксированы именно на участках применения средней скорости: общее количество ДТП на таких участках за 2020-й сократилось на 45% по сравнению с 2019 годом, количество погибших и пострадавших уменьшилось на 48% в сравнении с АППГ. Также в 2020 году на участках контроля средней скорости не произошло ни одного ДТП с наездом на пешеходов, тогда как в 2019 году они составляли 10% от общего количества аварий на этих участках.

Читать также:
Экс-завод Nissan показал российский кроссовер похожий на Chery Tiggo

Как следить за соблюдением скорости

Опрошенные эксперты в области фото-видео фиксации также отметим, что на законопослушных водителях возобновление применения метода контроля средней скорости никак не отразится.

«Вопреки слухам, не нужно будет постоянно смотреть на спидометр и высчитывать в уме среднюю скорость — достаточно всего лишь не превышать установленную скорость движения», — сказали в Ассоциации.

МВД разошлись во мнении с Минтрансом

В «Око» напомнили, что только в начале 2023 года в МВД указывали на положительный эффект от использования дорожных камер для определения факта нарушения установленного скоростного режима на протяженном участке дороги. Так, в ведомстве говорили, что такой вид контроля за автомобилистами «способствует соблюдению водителями транспортных средств разрешенного скоростного режима в течение длительного времени, а не в конкретном месте, например при проезде зоны контроля стационарного или передвижного средства автоматической фиксации нарушений». Также ведомство приводило в пример и успешный зарубежный опыт применения метода контроля средней скорости и его позитивное влияние на уровень аварийности.

Кроме того, именно МВД совместно с Минтрансом уже поручали вместе подумать и разработать план по возврату и легализации фиксации средней скорости в России.

В ассоциация «Око» согласились, что до внесения изменений в действующее законодательство возобновление контроля средней скорости невозможно. И указали, что именно на гармонизацию законодательства и направлена инициатива Минтранса. Там также напомнили, что понятие «средней скорости» регламентировано и в соответствующем ГОСТ Р 57144, и в Постановлении Правительства РФ № 1847. Соответственно, для применения фиксации номативно-правовая основа частично уже существует.

Почему в МВД блокируют штрафы за среднюю скорость

Одной из причин критики возврата наказания за среднюю со стороны МВД может быть нежелание разбираться с возможными жалобами автомобилистов на такие постановления. Об этом Autonews.ru заявил эксперт в области фото-видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман. Он предположил, что при оформлении постановлений в ГИБДД (подчиняется МВД) придется выбирать, штрафовать автомобилиста за нарушение средней скорости или же за нарушение «моментальной» — в случае, если камеры поймают водителя при въезде в зону контроля, при проезде по нему и при выезде. Он напомнил, что случаи, когда водители одновременно получали штрафы и за «обычную» скорость, и за «среднюю», уже были.

Еще одной технической проблемой, по оценке Шухмана, могут стать ошибки измерения средней скорости из-за потенциально возможных сбоев в работе таймера у одной или у обоих камер. Это, по его словам, может привести к рассинхронизации времени фиксации — тогда рассчитать среднюю скорость просто не получится.

Штрафов теперь не будет?

Опрошенные Autonews.ru эксперты пока затрудняются ответить на вопросы о перспективах возможной полной отмены от идеи штрафов за среднюю скорость или, наоборот, возврата этой нормы. По их словам, необходимо дождаться дополнительных разъяснений от МВД и реакции Минтранса. Об этом, в частности, заявил глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин.

«Сейчас между МВД и Минтрансом возник беспрецедентный конфликт, при этом совсем недавно в МВД поддерживали среднюю скорость. Идея возврата к этой норме была спущена сверху от Правительственной Комиссии по безопасности дорожного движения, которую возглавляет заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. И сложившаяся ситуация крайне неожиданная. Пока со стороны МВД мы не получили четкой аргументации, стоит ее дождаться, прежде чем делать выводы», — сказал Шапарин Autonews.ru.

Эксперт признался, что надеется, что ведомства договорятся между собой, чтобы вмете совершенствовать законодательство «разумным образом».

Autonews.ru направил соответствующие запросы в Минтранс и в МВД России.

Комментарии закрыты.