Скандалы и интриги: чем интересен фильм «Канны: режиссерская версия»

Еще с детства многие из нас мечтают увидеть своих кумиров вживую, поэтому кинофестивали – один их самых простых способов «дотянуться» до мировых знаменитостей. И Канны – одна из точек притяжения, где ежегодно ( уже на протяжении 80 лет) собираются на аллее славы звезды киноиндустрии: актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры, операторы, художники по костюмам и кинокритики.

Что собой представляет это место на Лазурном Берегу, где, кажется, исполняются желания? На этот вопрос попытались ответить Роджер Пенни и Ричард Бланшард в фильме «Канны: режиссерская версия», показанном в рамках Beat Film Festival в Москве.

Рассказываем, что нужно знать о закулисье самого известного кинофестиваля.

Если спросить любого человека о том, что такое Каннский кинофестиваль, то в первую очередь в голове возникнет красная дорожка со знаменитостями в окружении папарацци. И действительно для большинства самым захватывающим моментом и интригой являются именно роскошные наряды, которые обсуждают не один день. Фэшн-редакторы то и дело составляют топы самых удачных и провальных луков, а поклонники спорят наперебой о том, чей образ лучше. И в век соцсетей для брендов это самый лучший способ рекламы. Как видим дальше, Канны – не просто светское мероприятие, но и место, где совершают сделки, заводят выгодные знакомства и, конечно, заявляют о себе. И как можно громче.

Кадр из фильма «Канны: режиссерская версия»

Скандалы и интриги: чем интересен фильм «Канны: режиссерская версия»

Кадр из фильма «Канны: режиссерская версия»

Скандалы и интриги: чем интересен фильм «Канны: режиссерская версия»

Кадр из фильма «Канны: режиссерская версия»

Достаточно выйти на набережную Круазетт, чтобы увидеть толпы участников косплея, один в один наряженных как герои фильма, а также чирлидеров, танцоров на квадах, фокусников и людей всевозможных талантов. Пресса и фотографы уже раскинули палаточный лагерь, чтобы запечатлеть исторический момент. И так было всегда, то есть почти всегда.

Сама идея кинофестиваля зародилась еще в 1939-м, причем почетным председателем жюри должен был стать «отец кинематографа» Луи Люмьер. Однако планам помешала Вторая мировая война.

Популярный на тот момент формат Венецианского кинофестиваля казался спорным: в 1939-м фашистская Италия представляла вниманию публики «Олимпию» Лени Рифеншталь, взявшую один из главных призов. В знак протеста американская и британская делегация покинули форум, обвиняя Гитлера во вмешательстве. Да и в целом фильмы других стран были слабо представлены в программе кинофестиваля в Венеции. Поэтому французов не покидала идея политически не ангажированного международного кинофестиваля, где бы профессионалы оценивали кино как чистое искусство. Лишь в 1946-м она претворилась в жизнь.

Скандалы и интриги: чем интересен фильм «Канны: режиссерская версия»

Кадр из фильма «Канны: режиссерская версия»

Скандалы и интриги: чем интересен фильм «Канны: режиссерская версия»

Кадр из фильма «Канны: режиссерская версия»

В целом, лента Роджера Пенни и Ричарда Бланшарда рассказывает о главных вехах в истории Каннского кинофестиваля в лицах.

Тут и звезды голливудских мюзиклов 40-х и 50-х, режиссеры культовых блокбастеров от Романа Полански до Квентина Тарантино и Пон Джун-хо, современные селебрити, такие как Марго Робби, Брэд Питт, Том Круз, Тильда Суинтон или Леа Сейду.

Читать также:
Сериал «Клиника» получит продолжение в ближайшем будущем

Особенного внимания заслуживают скандальные моменты, без которых также не обошлось. Например, реакция на провокационные заявления обласканного критиками и публикой Ларса фон Триера о том, что он считает себя немного нацистом и «немного симпатизирует Гитлеру». С одной стороны, его «отмена» понятна: учитывая то, что Каннский кинофестиваль изначально позиционировал себя как «антигитлеровский». С другой же стороны, сам принцип не ангажированности как будто нарушен, просто на этот раз опальной считается противоположная точка зрения, а сам талант режиссера «Меланхолии» будто игнорируется. Создается ощущение, что дар обязательно должен быть подкреплен моралью, тогда как на практике гениальность вполне встречается у злодеев. Это очень напоминает политику компаний k-pop групп, в которых продюсеры тщательно следят за моральным обликом айдолов.

Из-за того, что человека могут «отменить» за любое неосторожное высказывание, на звезд становится скучнее смотреть. Можно сколько угодно рассуждать о том, что рейтинги просмотров таких крупных кинофестивалей как Каннский, как Голливудский падают. Ни одного неосторожного слова на интервью: все звезды говорят плюс-минус одно и то же. Из-за того, что человек рискует быть непонятым и попасть в блэклист, исчезает поле дискуссии. Достаточно вспомнить, как на церемонии вручения премии «Оскар» зрители заподозрили, что пощечина Крису Року была срежессирована ради того, чтобы поднять рейтинги.

Конечно, в фильме «Канны…» Роджера Пенни и Ричарда Бланшарда не показано настоящего закулисья. Мы видим, как красиво отлита в золоте «Золотая пальмовая ветвь» – главный приз кинофестиваля. Все герои выбраны правильно: говорят то, что от них ждут, делятся приятными воспоминаниями – и это нормально. Хотя гораздо интереснее было бы услышать тех, кто оказался по каким-либо причинам в черном списке, или увидеть совещание жюри, чтобы понять, по каким принципам отбирают картины-победителей. Зато можно понять, какой хотят видеть церемонию сами организаторы Канн: максимально прогрессивной и толерантной. Хотя с трудом верится, что столько людей в индустрии не знали ничего о Харви Вайнштейне, которому уделили столько внимания в рамках солидарности с движением #MeToo.

Скандалы и интриги: чем интересен фильм «Канны: режиссерская версия»

Кадр из фильма «Канны: режиссерская версия»

Создатели фильма заявляют, что в 2022-м президентом кинофестиваля впервые стала женщина и существенно повлияет на разнообразие программы.

Скандалы и интриги: чем интересен фильм «Канны: режиссерская версия»

Кадр из фильма «Канны: режиссерская версия»

Все было бы неплохо, если бы не выглядело так постановочно. Кинофестиваль скорее стал шоу, а не столько культурным проектом для эстетов. И очень жаль, что режиссеры показали, кто и за какие деньги перекупает билеты на фестиваль. Ведь иногда в Каннах оказываются совершенно неожиданные гости, имеющие лишь отдаленное отношение к индустрии.

Тем не менее в Каннах стараются по-прежнему представлять максимально разнообразную программу (насколько это возможно в условиях новой этики) и выбирать неоднозначных фаворитов. Достаточно вспомнить итоги кинофестиваля этого года, когда победителем неожиданно стала «Анора» с участием российских актеров.

Комментарии закрыты.