В МВД подтвердили оформление штрафов с камер за непристегнутых пассажиров

МВД: число штрафов с камер за непристегнутые ремни выросло почти в два раза

Дорожные камеры стали чаще фиксировать непристегнутые ремни. Производители комплексов говорят, что такая функция становится более востребованной. В МВД предупредили: теперь за непристегнутых пассажиров тоже оштрафуют

Автовладельцы будут получать штрафы с камер не только если сами забудут пристегнуться ремнем безопасности, но и если не уследят за пассажиром. Как сообщили в МВД России, дорожные комплексы начали фиксировать отсутствие ремня не только у водителя, но и у пассажира. Об этом говорится в отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД.

Там сообщили, что в 2023 году количество нарушений, связанных с несоблюдением правил применения ремней безопасности, по сравнению с 2022 годом выросло почти в два раза. Если в 2022 году водители получили 4,7 млн постановлений на оплату 1000 руб. (ст. 12.6 КоАП), то в 2023 — уже 8,2 млн постановлений.

«Следует отметить, что с 2023 года в автоматическом режиме стало выявляться неиспользование ремня безопасности пассажиром, за что водитель также привлекается к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП», — сообщили в МВД России.

Разбираемся, как камеры распознают ремни у пассажиров и грозит ли штраф в том числе и за пассажиров сзади.

Когда камеры начали распознавать непристегнутые ремни

Впервые фиксировать непристегнутые ремни у водителей дорожные камеры начали в конце 2020 года в Москве. Тогда в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) отмечали, что технически готовы и к фиксации непристегнутых пассажиров, но вопрос администрирования таких снимков оставался на стороне ГИБДД.

«В ЦОДД технически готовы фиксировать такое нарушение. Дальше вопросы к непосредственным администраторам — ГИБДД. Готовы ли они штрафовать водителей за то, что их пассажиры не пристегнуты», — говорил представитель ЦОДД Егор Чернов.

Первые упоминания о полученных штрафах с камер за пассажиров без ремней появились в 2022 году. Правда, при весьма комичных обстоятельствах — в Свердловской области водителю пришло постановление за непристегнутого игрушечного кота на пассажирском сиденье. Тем не менее в региональном управлении МВД информацию о таком виде фиксации тогда подтвердили. В МВД России при этом официально запуск фиксации пассажиров без ремней не анонсировали. В ответ на запрос Autonews.ru там только сообщали, что порядок использования камер на дорогах регламентирован приказом ведомства от 23 августа 2017 г. № 664. Ознакомившись с ним, можно было понять, что запрета на фиксацию пассажиров без ремня он не содержит.

В 2022 году директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский рассказывал Autonews.ru, что нейросети в комплексах фотовидеофиксации Московской области уже обучены и видят передних пассажиров без ремней. Однако, по его словам, решение выносить постановления о штрафе за такое нарушение ПДД, зафиксированное комплексом, или нет, решали сотрудники ГИБДД.

Теперь же в МВД официально подтвердили, что за непристегнутого пассажира также придет штраф. При этом штрафы будут приходить только за непристегнутых пассажиров спереди — заглянуть дальше в салон не получится: как отметили опрошенные разработчики камер, пассажиров задних сидений от камер загораживают передние сиденья. Кроме того, камеры на опорах устанавливают так, чтобы они наиболее эффективно работали при распознавании ситуации на передних сидениях. Поэтому распознавать непристегнутые ремни пассажиров сзади крайне сложно.

Как камеры распознают непристегнутых водителя и пассажира

Как объяснили в беседе с Autonews.ru опрошенные производители и операторы дорожных камер, перед запуском фиксации непристегнутых ремней все они провели работу по обучению нейросети. Ей «скармливали» тысячи изображений с различными положениями ремней безопасности как у водителя, так и у пассажира: так искусственный интеллект постепенно учился распознавать все больше вариантов.

Об этом, в частности, рассказал Александр Домбровский из ГК «Урбантех». «Чтобы нейросеть корректно работала, ее обучали более чем на полумиллионе эталонных изображений с признаком нарушения ПДД и без него. Такие фотоматериалы объединяются в датасеты. Затем сеть тестируется на новых изображениях, и, если она показывает точность распознавания, значит, она готова к использованию. Сейчас в современных комплексах фотовидеофиксации нейросеть обучена «видеть» ту зону ремня безопасности, где он крепится к корпусу автомобиля за плечом водителя. Если ремень пристегнут, то нейросеть это увидит», — пояснил он.

Читать также:
«Москвич 3» 2024 года выпуска стал дороже прошлой версии на ₽65 тыс.

Чтобы «заглянуть» в салон автомобиля и проверить ремни, дорожные камеры в том числе используют технологию по высветлению. То есть снимки проходят специальную обработку. Примеры фотоматериалов для оформления штрафов с применением такой технологии Autonews.ru предоставили в компании «Технологии распознавания».

«Вот ночь, система предположила, что кто-то непристегнут, но доказательности мало. Для обработки материалов, полученных в темное время суток, можно использовать технологию просветления — после нее в темном салоне видны даже лица и их выражения. И также можно рассмотреть, что и водитель, и пассажир непристегнуты. Вот такая разница между изображениями с матобработкой и без матобработки. Поэтому принятие решения о фиксации и оформлении постановления на основе этих данных проходит несколько этапов», — рассказал Autonews.ru представитель компании.

С тем, что умные технологии значительно продвинулись с момента запуска фиксации непристегнутых ремней согласен, и Александр Домбровский.

«Для корректной работы в ночное время в современные комплексы фотовидеофиксации встроена инфракрасная подсветка. Она высвечивает салон автомобиля и при этом не пересвечивает государственный регистрационный знак. Это хорошо работают ночью или в случае темной одежды. Качество распознавания сегодня гораздо выше, чем в 2022 году, когда использование комплексов фотовидеофиксации в истории с непристегнутым ремнем безопасности только началось», — сказал участник рынка.

Далее, как рассказал эксперт, после этапа предобработки нейросетью все фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации уходят на рассмотрение инспекторам ГИБДД. Они и принимают окончательное решение о вынесении штрафа.

«Любые сомнения инспектора трактуются в пользу водителя. В ГИБДД для анализа поступает больше фото- и видеоматериалов с изображением автомобиля, чем водитель получает в постановлении о штрафе. При этом качество фотоматериалов, которые изучает инспектор, лучше, чем те, что получает водитель. Инспектор может увеличить изображение без потери качества и решить, было нарушение или нет», — объяснил Домбровский.

Процент брака, по словам эксперта, сейчас минимален. А единичные ошибки при распознавании признака нарушения, которые обычно вызывают большой резонанс, становятся материалом для изучения операторами центров фотовидеофиксации и разработчиками камер, а также для дообучения нейросетей.

Как часто могут приходить штрафы с камер за непристегнутых пассажиров

Как предупредил в беседе с Autonews.ru юрист Орест Мацала, закон предусматривает наказание за каждый выявленный факт управления автомобилем с пассажирами, которые были не пристегнуты ремнями безопасности, а также за непристегнутого водителя. При этом в случае фиксации административных нарушений на камеру, работающую в автоматическом режиме, штраф выставляется тому, на чье имя зарегистрирован автомобиль.

«Тронулся — остановился, значит факт управления состоялся: остановка на светофорах, в заторах и пропуск пешеходов не в счет, отметил Мацала. — Следовательно, хозяину придет штраф за перевозку пассажира».

Юрист привел следующий пример. Водитель едет с непристегнутым пассажиром, попадает под несколько камер.

«В таком случае ему легко может прийти несколько штрафов, поскольку камеры не видят, был ли это единый факт управления или же водитель где-то в пути допускал остановку. Далее собственник, который получит все эти штрафы, может подать жалобу на все постановления, ссылаясь на то, что либо он не был за рулем, с приложением соответствующих доказательств, либо с утверждением того, что это был единый непрерывный факт управления автомобилем», — сказал юрист.

Таким образом, в течение дня может быть зафиксировано неограниченное число нарушений.

Комментарии закрыты.