Всемирный день ниндзя отмечается 5 декабря

Ниндзя были разведчиками и диверсантами средневековой Японии. О них говорили, что они могут летать и становиться невидимыми. Последний живой носитель традиции решил не передавать знания ученикам, поскольку считает, что «искусству ниндзюцу нет места в современную эпоху». О том, как действовали ниндзя и почему им нет места в современном мире — в материале «Газеты.Ru».

Первые диверсанты

О появлении японских лазутчиков известно мало. Вероятно, это связано с тем, что в их ряды попадали представители низшего сословия, в то время как древнеяпонская литература повествует в первую очередь о дворянах-самураях. Сборник мифов «Кодзики», написанный в начале VIII века, повествует о молодом человеке Ямато Такэру, который замаскировался под красивую девушку и убил двух вождей народа Кумасо. Это самое древнее японское описание диверсии, но вряд ли его можно связать с более поздней традицией ниндзя или, в другом прочтении иероглифов, синоби.

Лишь в эпосе «Тайхэйки» XIV века появляется рассказ о некоем мастерском синоби, который смог сжечь целый вражеский замок. К XV веку синоби стали использовать повсеместно. Слово стало обозначать четко очерченную группу профессионалов-наемников. Японские феодалы нанимали их в качестве шпионов, поджигателей, организаторов небольших атак или даже террористов. Иногда они выступали в роли наемных агитаторов («конран»), чтобы подстрекать людей к бунту против неприятеля.

И если в наши дни разведчик-диверсант это солдат, то для древних японцев пропасть между самураем и синоби была непреодолимой. Представление японской знати о чести сильно отличались от такового европейских рыцарей. Например, допустимыми считались внезапные атаки без предварительного предупреждения. Однако самурай обязан был вступать в открытый бой и не мог действовать исподтишка, переодеваясь в гражданскую одежду, скрывая лицо и пробираясь во вражеский город ночью.

Профессиональные лазутчики

Семьи ниндзя были организованы в кланы. Самые известные из них — Ига и Кока. Они контролировали территории, которые сейчас входят в префектуру Миэ и уезд Кока в центральной Японии. В этих регионах впервые появились деревни, посвященные обучению ниндзя, поскольку располагались они в недоступной горной долине. Бойцов этих кланов нанимали множество даймё (господ), и потому в XV веке Ига и Кока смогли установить фактическую независимость от своих сюго («губернаторов»).

Основная масса ниндзя рождалась в семьях Ига и Кока и с детства проходила специализированное обучение искусству, которое позже назовут ниндзюцу. Мальчиков учили классическим боевым искусствам, умению ходить скрытно, бегать на длинные дистанции и взбираться по скалам. Вдобавок будущих синоби тренировали работать с ядами и порохом.

Некоторые приемы ниндзя группировались по природным первоэлементам. Например, в рамках «огненной техники» бойцы могли разжечь пламя, чтобы отвлечь охрану от места, где ниндзя проникали на защищенный объект. «Древесная техника» учила, как лазать по деревьям и прятаться под листвой. Сворачивание в клубок и маскировка под камень подразумевала использование «техники камня».

При этом синоби почти никогда не использовали «костюм ниндзя» из голливудских фильмов. Чаще всего они маскировались под мирных людей: священников, артистов, гадателей, торговцев, ронинов (самураев без господина) и монахов. Вероятно, в ночное время ниндзя и правда выбирали темно-синие тона, но сами предметы одежды были повседневными. Для проникновения в замки применялись крюки с веревками, ботинки-кошки, мастерок для «расковыривания» каменной кладки и пилы для создания проходов в стенах.

Читать также:
Советская операция по освобождению Маньчжурии от японской оккупации началась 79 лет назад

Российский исследователь Алексей Горбылёв пишет, что обязательными инструментами ниндзя были крестьянская шляпа амигаса, набор медикаментов, письменные принадлежности (для шпионских заметок и передачи записок), а также бамбуковый контейнер с углями для разведения огня.

Взлет и падение ниндзя

Основной задачей ниндзя была разведка. Они собирали информацию о местности и расположенных на ней постройках, пытались перехватить сообщения противника и выяснить обстановку. В дополнении к историческому сочинению «Ноти-но Кагами» их деятельность описывалась так: «Что касается ниндзя, то говорили, что они были выходцами из Иги и Коги и тайно проникали во вражеские замки. Они замечали скрытые вещи, и все их принимали за своих».

На втором месте по важности были диверсионные задачи. Например, для уничтожения замка Савояма боевики использовали бакэмоно-дзюцу («метод призрака»): украли фонарь с семейным гербом владельцев крепости, изготовили множество его копий, прошли в замок, использовав фонари как пропуск, после чего подожгли постройки.

Ниндзя сыграли заметную роль в Сэнгоку Дзидай — «Эпоху воюющих провинций», грубо говоря, японской феодальной смуте. Так, после битвы при Окехазаме в 1560 году будущий сёгун Токугава Иэясу нанял 80 ниндзя клана Кога для борьбы против враждебного клана Имагава. В ходе одной из атак боевики проникли в замок, подожгли его башни и убили коменданта вместе с двумя сотнями солдат гарнизона.

Последний известный случай участия ниндзя в войне произошел во время восстания Симабара (1637–1638), когда они помогли подавить мятеж христиан. С того момента и до Реставрации Мэйдзи в середине XIX века заметных войн в Японии не было, и ниндзя пришлось либо пойти на службу правителям, либо сменить профессию. Для разведки в сёгунате Токугава была создана служба Онивабан, и потому многие бывшие синоби шли работать врачами, ремесленниками и торговцами, а иногда переходили к грабежам.

Последним живым носителем традиции синоби считается 70-летний Дзинъити Каваками, директор Музея ниндзя в Ига-Уэно. И он решил не передавать эти знания кому-то из учеников. «В эпоху гражданских войн или в период Эдо способности ниндзя шпионить, убивать или готовить лекарства могли быть полезны. Но теперь у нас есть оружие, интернет и гораздо лучшие лекарства, поэтому искусству ниндзюцу нет места в современную эпоху», — считает он.

В современных Силах самообороны Японии есть Группа сил специального назначения, чья роль частично схожа с той, которую играли синоби. Однако нынешний японский спецназ обучался в США и скорее наследует школу американских «зеленых беретов». Ниндзя же остались только на страницах исторических романов, в кино и компьютерных играх. Некоторые мастера обучают рукопашному бою, якобы основанному на технике ниндзя, но никаких доказательств этому у них нет.

Комментарии

Комментарии закрыты.