Взлет перед снижением. В России установлен рекорд по продажам машин

Продажи машин в России установили рекорд с февраля 2022 года

В июле в Россию было ввезено рекордное за последние годы количество автомобилей, а продажи почти вернулись к уровню начала 2022 года. Что будет дальше — в материале Autonews.ru

Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав

Июль 2023 года стал лучшим месяцем для автомобильного рынка России с февраля 2022 года, после событий которого автопроизводители начали быстро сворачивать местное производство и продажи. Более того, импорт автомобилей достиг рекордных показателей, в четыре-пять раз превысив уровень 2021 года. Эксперты связывают это как с падением внутреннего производства, так и с пессимистическими ожиданиями покупателей, которые стремятся успеть купить машины до их значительного подорожания.

10 лет назад продажи были в 2,4 раза выше

4 августа сразу два авторитетных источника сообщили о результатах продаж автомобилей в России. Это Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), который уже много лет публикует официальные данные автоконцернов, а с июня 2023 года дополняет их статистикой регистраций от АО «ППК», учитывающей также и параллельный импорт. А также агентство «Автостат», которое изначально ориентировалось именно на данные о первичных регистрациях автомобилей в России.

Статистика у этих двух источников несколько разнится, но общие тенденции совпадают. Так, по данным АЕБ, в июле в России было продано 100 343 автомобиля: новых легковых и легких коммерческих. Рост относительно того же периода 2022 года составил 144,7%.

«Автостат» дает близкие данные: продано 95 654 новые машины, что на 168,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее.

В обоих случаях речь идет о лучшем месяце для российского автомобильного рынка с февраля 2022 года, когда, по данным АЕБ, было продано 114 тыс. машин. Это первый месяц с того времени, когда удалось взять отметку в 100 тыс. проданных автомобилей.

Цифры роста — хоть 144,7%, хоть 168,8% — выглядят впечатляющими. Но не стоит забывать, что они далеки от привычных показателей российского автомобильного рынка последних лет. Так, отметка в 100 тыс. в месяц стабильно преодолевалась рынком на протяжении 15 лет, с 2006 по 2022 год, а, например, ровно десять лет назад, в июле 2013 года, в России, по данным того же АЕБ, была продана 241 тыс. новых машин — в 2,4 раза больше, чем сейчас.

На это, в частности, обращают внимание дилеры, регулярно призывающие не проявлять преждевременный оптимизм. Еще в конце июля президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин призывал осторожнее рапортовать о росте продаж, так как это может создать у чиновников ошибочное впечатление о восстановлении рынка и провоцирует власти принимать такие меры, как повышение с 1 августа утилизационного сбора на иномарки.

Продажи выросли за счет китайских брендов

Лидером российского автомобильного рынка в июле осталась Lada, и, если считать в абсолютных цифрах, месяц для бренда стал успешным. Официально было продано 29 378 машин, что на 185% больше, чем в сложном для АвтоВАЗа июле 2022 года, говорится в отчете АЕБ.

Тем не менее за месяц доля отечественных брендов на рынке снизилась с 32 до 31%, из которых на Lada приходится 28,6%, следует из данных «Автостата». При этом совокупная доля китайских брендов впервые превысила половину, составив 52% всего рынка новых машин. И это без учета продажи отечественных марок Evolute и «Москвич», которые собираются из китайских машинокомплектов, но в статистику продаж китайских брендов не попали.

В статистике АЕБ многие китайские концерны отчитываются только по квартальным продажам, и в данные за июль они не попали. Потому статистика «Автостата» чуть более показательна. Лидером российского рынка среди иномарок стал концерн Chery. Машины этого бренда уступили по продажам только Lada и достигли уровня 10 735 единиц, что в 4,2 раза больше, чем годом ранее.

Читать также:
Самый русский «китаец». Тест-драйв обновленного Haval Jolion

С учетом дочерних брендов Chery — Omoda и Exeed — концерн продал за месяц в сумме еще 8218 машин. И к этим показателям можно прибавить результаты двух других марок Chery, которые формально присутствуют на рынке России независимо. Это Jetour и Kaiyi. Их суммарный результат в июле — еще 1544 машины. С их учетом доля продукции одного только концерна Chery в июле достигла 21,4%, что уже не так уж и далеко от показателя АвтоВАЗа. При этом только Kaiyi собирается в России на калининградском заводе «Автотор», а остальные машины концерна Chery импортируют напрямую из Китая.

Импорт иномарок поставил рекорд за последние 15 лет

По данным «Автостата», в июле в Россию было ввезено 80,3 тыс. новых и 51,3 тыс. подержанных автомобилей. Последний раз импорт машин превышал эти показатели 15 лет назад, в 2008 году. В последние годы доля чистого импорта на рынке была существенно ниже: примерно по 20 тыс. новых и 10 тыс. подержанных автомобилей в месяц в среднем в 2021 году.

При этом именно в июле импорт резко вырос относительно даже июня 2023 года, что подтверждает информацию источника Autonews.ru, которая приводилась в статье от 24 июля, где говорилось об авральном ввозе иномарок в Россию перед наступлением 1 августа 2023 года, когда увеличились ставки утилизационного сбора и оформление машин ощутимо подорожало.

Директор «Автостата» Сергей Целиков соглашается, что в успешные годы при месячных продажах 200–250 тыс. машин на долю местной сборки приходилось 75–80%, а импортировалось 40–50 тыс. машин ежемесячно.

Нынешняя тенденция, очевидно, связана с остановкой сборочных заводов иностранных брендов. На совещании президента России Владимира Путина с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности, которое прошло 3 августа, министр промышленности Денис Мантуров доложил главе государства о том, что большинство этих заводов уже нашли российских бенефициаров и готовятся к перезапуску. На деле возобновить производство пока удалось только «Москвичу» на заводе Renault, и то за июль было продано, по данным «Автостата», лишь 1718 машин.

В августе рынок скорректируется, но не рухнет

Согласно консолидированной оценке автопроизводителей из АЕБ, по итогам 2023 года в России будет продан 1 млн машин, при том что за семь месяцев удалось реализовать только 528 635 новых автомобилей.

По данным «Автостата», с января по июль в России продали 541,8 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Там дают схожий прогноз в 1 млн машин по итогам года, но называют его оптимистичным. Базовый сценарий агентства предполагает результат в 930 тыс. новых автомобилей, а пессимистичный — 840 тыс.

С августа наблюдается рост цен на машины, вызванный как повышением утилизационного сбора, так и ослаблением рубля, соглашается независимый аналитик в области автопрома Владимир Беспалов. Однако он не ожидает резкого падения продаж, допуская при этом, что июль так и останется самым удачным месяцем для автомобильного рынка за весь 2023 год.

«В августе спрос на машины традиционно снижается из-за сезона отпусков, и даже если будет падение продаж, то паниковать не надо. В целом даже при росте цен продажи все равно будут, так как рынок остается дефицитным. Емкость рынка сейчас составляет минимум 1,5 млн машин в год, так что, продавая по 100 тыс. в месяц, насытить его невозможно», — говорит Беспалов.

Даже при росте цен продажи поддержит выход новых моделей, считает Целиков. По его подсчетам, за первое полугодие в России появились 32 новые модели, в первую очередь китайских марок. А на второе полугодие запланирован выход еще 49 новых машин.

В свою очередь Беспалов напоминает, что автопарк не может стареть бесконечно и многим рано или поздно придется сменить старые автомобили на новые. Автомобилисты будут идти на такие траты, даже если доля от их доходов на приобретение машин заметно увеличится, считает эксперт.

Комментарии закрыты.