Содержание:
- 1 «Последнее танго в Париже», реж. Бернардо Бертолуччи (1972)
- 2 «Сало, или 120 дней Содома», реж. Пьер Паоло Пазолини (1975)
- 3 «Калигула», реж. Тинто Брасс (1979)
- 4 «Прелестное дитя», реж. Луи Маль (1977)
- 5 «Песня Юга», реж. Харви Фостер, Уилфред Джексон (1946)
- 6 «Антихрист», реж. Ларс фон Триер (2009)
- 7 «ДАУ», реж. Илья Хржановский* (2019)
Есть фильмы-аутсайдеры, которым просто не оказалось места в привычной линейке кинотеатральных релизов. Они могут нравиться или нет, но пройти мимо них невозможно – настолько произведение вступает в конфликт с нашим привычным восприятием мира. Как правило, режиссеры этих лент вскрывают «болячки общества» – табуированные темы, о которых говорить постыдно, а молчать – ханжество. Они действуют на наше сознание, как токсин. Нам некомфортно: хочется сбежать или выплеснуть агрессию.
Рассказываем, какие фильмы последних лет вызвали общественный резонанс и почему, а также как сложилась их дальнейшая судьба.
Предупреждение: данный материал включает упоминания фильмов, которые содержат откровенные сцены, а также поднимают темы расизма и насилия. Автор не призывает к просмотру контента, но объясняет, почему упомянутые фильмы получили скандальную репутацию и даже были запрещены в некоторых странах (или штатах). Уточним, что некоторые фильмы имеют возрастное ограничение 18+ и не рекомендуются к просмотру впечатлительным людям. Данный материал опубликован исключительно в информационных целях, а точнее – показать, как общественный резонанс повлиял на кинематограф, в частности на процесс съемок.
«Последнее танго в Париже», реж. Бернардо Бертолуччи (1972)
Постер фильма «Последнее танго в Париже»
Бернардо Бертолуччи неоднократно обращался к табуированным темам в кино. Его «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер сегодня признан классикой, получившей две номинации на «Оскар», но в момент премьеры фильм неоднократно требовали снять с показа. В родной Италии власти обвинили режиссера и актеров в непристойности, а фильму присвоили рейтинг X (порнография), в 1982-м заменив на R (присутствуют эротические сцены). В Португалии, Сингапуре, Новой Зеландии и Республике Корея фильм запретили. В США лишь в 1997-м картине присвоили рейтинг NC-17 (лица до 17 лет не допускаются).
Сюжет рассказывает о молодой француженке и вдовце, которых связывает болезненная страсть. Особенно публику шокировала «сцена с маслом», за которую до сих пор феминистки бойкотирую фильм. Выяснилось, что Мария Шнайдер не была предупреждена о сцене изнасилования, которую режиссер снимал в сговоре с Брандо.
Позже актер извинился перед актрисой, и она простила его, но не режиссера. Бертолуччи не раскаивался в содеянном: он считал, что это было необходимо ради правдоподобия в кадре. К счастью, сегодня на съемках присутствуют кураторы, которые защищают права актеров.
«Сало, или 120 дней Содома», реж. Пьер Паоло Пазолини (1975)
Постер фильма «Сало, или 120 дней Содома»
Вольная экранизация романа «120 дней содома, или Школа разврата» маркиза де Сада – французского аристократа XVIII века, известного либертерианскими взглядами. Писателя даже сажали в тюрьму за распутство, в частности популяризацию сексуального удовольствия через причинение партнеру унижений и боли (за что его имя стало нарицательным). Можно представить, что сам факт переноса произведения на экран – уже резонанс.
Сюжет рассказывает об аристократах, которые похищают из школ и монастырей девушек и юношей и запирают под конвоем в роскошном особняке. Они мучают жертв ради сексуального удовлетворения. Пазолини перенес историю в захваченную фашистами Италию.
Фильм до сих пор запрещен в нескольких странах, например, в Канаде, Новой Зеландии и Австралии. В Великобритании он стал доступен без цензуры лишь в 2000-м. В США картина вышла в ограниченном прокате.
«Калигула», реж. Тинто Брасс (1979)
Постер фильма «Калигула»
«Калигулу» неофициально называют «порнопеплумом» из-за большого количества сексуальных сцен в истории древнеримского тирана. Главную роль играет Малькольм Макдауэлл, который по сюжету (и историческим источникам) также состоит в связи со своей сестрой Друзиллой (Тереза Энн Савой) и гетерой (Хелен Миррен).
Изначально фильм задумывался как историческая драма, над которой работали режиссер Роберто Росселлини и сценарист Гор Видал. Но все изменилось, когда спонсором стал владелец журнала Penthouse Боб Гуччионе, который полностью захватил власть над производством и требовал откровенных сцен. Вместо них был назначен Тинто Брасс, но и он также был обманут: после завершения съемок Гуччионе добавил пикантные сцены в фильм, которые режиссер не снимал. Но эти скандалы только подогревали интерес публики.
Фильм во многих странах вышел с вырезанными сценами. Для закрытого показа на Каннском кинофестивале Гуччионе даже отреставрировал кинотеатр. Несмотря на плохие отзывы критиков, «Калигула» коммерчески оказался очень прибыльным.
«Прелестное дитя», реж. Луи Маль (1977)
Постер фильма «Прелестное дитя»
Многие помнят Брук Шилдс про роли в «Голубой лагуне», но славу ей принес скандальный фильм «Прелестное дитя», который получил Гран-при на Каннском кинофестивале. Актриса сыграла выросшую в публичном доме девочку, невинность которой выставили на торги. На момент съемок ей было 11 лет. Насколько некомфортным был этот опыт, она позже рассказала в документальном мини-сериале «Прелестное дитя: Брук Шилдс» (2023).
Сегодня фильм вызывает массу вопросов, в том числе из-за романтизации педофилии: актрисе приходилось обнажаться и даже целоваться с 29-летним актером, с которым у нее по сюжету платоническая любовь.
«Песня Юга», реж. Харви Фостер, Уилфред Джексон (1946)
Постер фильма «Песня Юга»
Самый противоречивый проект Disney, который сегодня почти везде недоступен для просмотра в США. Несмотря на то что песня «Zip-a-Dee-Doo-Dah» выиграла «Оскар», ленту разгромили из-за пропаганды расизма, оскорбительного и недостоверного изображения афроамериканцев.
В основу анимационного фильма легла экранизация «Сказок дядюшки Римуса». По сюжету мальчик Джонни приезжает погостить на плантацию к бабушке, но он очень скучает по родителям. Все меняет встреча с дядюшкой Римусом, который рассказывает ему сказки про братца Кролика, его друзьях и хитром Лисе.
Все бы ничего, но между строк угадывается, что Римус – темнокожий раб, который живет в бараке. Плантация показана милым местом, где все хорошо. Кроме того, перед той самой оскароносной песней сказочник Римус замечает, что «раньше все было лучше». Напомним, действие происходит на американском юге, после завершения Гражданской войны.
«Антихрист», реж. Ларс фон Триер (2009)
Постер фильма «Антихрист»
Ларс фон Триер был любимцем Канн, но после его слов о Гитлере стал персоной нон-грата. Да и вообще все его фильмы в той или иной мере сопровождались скандалами. «Нимфоманку» запретили к показу в Турции и Румынии из-за интимных сцен, но не этот фильм оказался самым скандальным. Больше всего споров вызвал «Антихрист» про супругов, которые не могут справиться с потерей ребенка (главные роли исполнили Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур). В 2016-м (то есть спустя 7 лет после премьеры) раз суд Франции пошел навстречу активистам-католикам, которые нашли, что в фильме есть натуралистичные и непостановочные сцены секса.
«ДАУ», реж. Илья Хржановский* (2019)
Постер фильма «ДАУ»
«ДАУ» изначально должен был стать биографией советского физика Льва Ландау (Дау – его прозвище), но в итоге задумка трансформировалась в арт-медиа-проект с дискуссиями, инсталляциями и перформансами. Наряду с актерами в нем приняли участие около 300 человек: ученые, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, повара, официанты, уборщики, медсестры, парикмахеры и сотрудниками органов безопасности. Ради нужных кадров в Харькове выстроили целый город ученых. Сам процесс занял 15 лет.
Проект «ДАУ» увидел свет в 2019-м: его показывали на нескольких площадках Парижа. В общей сложности он состоит из 13 фильмов (общая продолжительность 700 часов) содержание которых вызывает споры. В России нескольким фильмам (эпизодам «Дау. Наташа», «Дау. Новый человек», «Дау. Нора, Сын», «Дау. Саша, Валера») было отказано в выдаче прокатного удостоверения из-за сцен, пропагандирующих порнографию. Аналогично они были восприняты за рубежом, в особенности сцены изнасилования и издевательств над животным. Там фильмы не запрещали, но демонстрировали в очень сокращенном виде.
* Внесен в реестр иноагентов.
Комментарии закрыты.