Содержание:
Эксперты назвали последствия отключения автомобилей в России от онлайн-сервисов
Из-за санкций в России все труднее пользоваться современными автомобилями Volvo, Mercedes, Land Rover, Volkswagen, Lexus. Их гарантия перестала действовать, а провести диагностику невозможно. Что делать автомобилистам
Автомобиль Volvo больше не прогреть зимой, запустив автономное устройство Webasto. По крайней мере, это невозможно будет сделать через мобильное приложение Volvo Cars, которое перестало работать в сентябре 2023 года. Это очередной результат санкций в отношении России: Volvo стала одной из компаний, отключивших Россию от своих глобальных онлайн-сервисов. Крах мобильных приложений — лишь малая часть проблем. Куда серьезнее невозможность починить машину и даже риск удаленной блокировки рабочих систем автомобилей со стороны производителей.
Чем дороже — тем хуже
О том, что в России перестало работать мобильное приложение Volvo Cars, стало известно из сообщений на профильном форуме владельцев шведских премиальных машин. Такое приложение позволяло установить местонахождение машины с помощью мобильного телефона, удаленно запустить двигатель, закрыть или открыть окна и двери или запустить прогрев мотора перед холодным пуском. Последняя функция была особенно востребована именно у владельцев шведских машин в России.
Autonews.ru отправил запросы в глобальные пресс-службы Volvo и других автоконцернов, на которые к моменту публикации материала ответа получено не было. Однако еще в январе 2023 года в ответ на запрос Autonews.ru отключение российских дилеров и клиентов от онлайн-сервисов подтвердил Jaguar Land Rover. А летом 2023 года в Nissan в ответ на аналогичный запрос сообщили, что ответственность перед российскими клиентами по маркам Nissan и Infiniti полностью передана АвтоВАЗу.
Владельцы Volvo стали следующими в списке, кто столкнулся с подобной проблемой. Судя по сообщениям на профильном форуме, проблемы обострились после 25 сентября 2023 года, когда шведский концерн окончательно отключил Россию от своих онлайн-сервисов. Опрошенные Autonews.ru участники рынка, впрочем, высказали недоумение по поводу жалоб автомобилистов. Так, по словам дилеров, отключения таких сервисов начались еще в 2022 году, проблема известна давно и в последние недели «ничего сверхъестественного не происходило».
Об этом в разговоре с Autonews.ru заявили, в частности, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов и член правления независимого Союза автосервисов России Илья Плисов.
Оба эксперта настаивают, что абсолютно все автопроизводители, ушедшие из России, в жесткой форме отключили онлайн-поддержку своих бывших партнеров и клиентов. При этом в большей степени проблема распространяется на машины премиум-марок, в которых больше электронной составляющей.
Что именно вышло из строя для автовладельцев
Речь идет об отключении от глобальных онлайн-сервисов услуг и приложений. Их можно поделить на две основные категории.
Первая касается непосредственно клиентских сервисов. Это в первую очередь мобильные приложения, установку которых предлагали многие как премиальные, так и более массовые автомобильные марки.
Такие приложения, при условии подключения самого автомобиля к интернету через сим-карту, позволяют владельцу удаленно управлять машиной, заранее прогревая ее, открывать и закрывать автомобиль, узнавать о его местоположении, управлять климатической системой и тому подобное.
Они уже не работают у большинства владельцев автомобилей ушедших брендов, следует из обсуждений на форумах владельцев и заявлений теперь уже бывших дилеров. Некоторые приложения были отключены удаленно, другие, как у немецких брендов, стало невозможно оплатить через российскую банковскую систему. Исключением, похоже, остается мобильное приложение BMW — по отзывам владельцев машин, опрошенных Autonews.ru, оно пока сохраняет как минимум ограниченную работоспособность.
Жигалов высказывает мнение, что это было сделано исключительно под санкционным давлением.
«Для автопроизводителей выгодно работать в России, выгодно получать деньги от клиентов за подписку в мобильном приложении. Теперь компании теряют деньги. Их, очевидно, поставили в условия, когда в противном случае они потеряют еще больше денег», — считает Жигалов.
Автосервисы пострадали еще сильнее
Если отключение мобильных приложений вызывает неудобство для водителей, то для бывших официальных дилеров и автосервисов уход автопроизводителей привел к куда более серьезным последствиям — вплоть до полного приведения в негодность сервисного оборудования.
Проблема в том, что современные автомобили представляют из себя достаточно сложные устройства, обнаружить неисправность в которых можно только с помощью фирменного диагностического оборудования. Это оборудование в реальном времени подключается к глобальным сервисам автопроизводителей. Теперь, как говорят дилеры, эту возможность для россиян «отрубили».
«До 2022 года в случае серьезной поломки любой автовладелец был вынужден приезжать на диагностику к официальному дилеру, так как только у него была возможность подключить машину к глобальному серверу и проверить все ошибки. Теперь сделать это у дилера невозможно», — констатирует Жигалов.
По словам вице-президента РОАД, эта проблема затронула абсолютно все ушедшие из России бренды, но чем дороже и сложнее автомобиль, тем больше риск возникновения с ним нерешаемых проблем.
«В теории при попытке подключения машины к глобальному онлайн-сервису автопроизводитель может просто заблокировать автомобиль, превратив его в недвижимость. Такого в России пока не происходит, но теоретическая возможность для этого есть», — говорит Жигалов.
Плисов, который имеет отношение к независимым от автопроизводителей автосервисам, отмечает, что у них ситуация не намного легче.
«Мы работали не с фирменным, а с универсальным диагностическим оборудованием. Но и его стали отключать от поддержки в России. Сначала это сделал Bosch, затем другие крупные игроки. Все это объясняется санкциями», — говорит эксперт.
Не все успели выдернуть провод
Эксперты рассказывают, что проблема заключается не только в прекращении обновления программного обеспечения сервисного оборудования, но даже в стирании такого ПО удаленно без предупреждения сервисных центров.
«Я лично не был свидетелем, но слышал от коллег, что доходило до того, что подключенное к интернету фирменное оборудование у официального дилера в России удаленно приводили в полую негодность. При подключении к иностранному серверу c оборудования российских дилеров принудительно стиралось программное обеспечение, и оно превращалось просто в кусок железа», — рассказывает Жигалов.
Плисов подтверждает такую практику.
«Доходило до того, что менеджеры российского представительства европейского концерна, который поставлял нам универсальное диагностическое оборудование, предупреждали: до 25 сентября отключите свои устройства от интернета! Кто не успел — тот получил вместо работающего (пусть и не обновляемого) диагностического устройства мертвый кирпич», — говорит член правления Союза автосервисов России.
Автомобили могут также остаться без движения
Отключение мобильных приложений грозит скорее неудобством, нежели реальными проблемами. Однако владельцы иномарок ушедших из России брендов действительно могут в один момент оказаться у автомобилей, не способных двигаться.
Главная проблема заключается в ключах, в которых автопроизводителями зашиты электронные коды. В случае потери ключа такой код можно зашить в дубликат, но в современном мире это делается официальным дилером через подключение к единому глобальному сервису автопроизводителя. Как уже было сказано выше, российские дилеры доступ к таким сервисам потеряли.
Теперь сделать дубликат ключа и тем более выпустить новый, не имея на руках хотя бы копии старого, оказалось почти невозможно.
«Ключи нельзя терять ни в коем случае. И вообще, берегите машины с максимальной тщательностью. В случае малейшего ДТП для вас будет проблемой починить автомобиль, найти для него кузовные запчасти», — предупреждает Жигалов.
Какие выходы есть для автомобилистов
По словам Плисова, у бюджетных марок автомобилей сделать дубликаты ключей проще, чем занимаются соответствующие специалисты, которые есть в большинстве городов России. Корреспондент Autonews.ru прозвонил по телефону несколько подобных контор, и везде ему пообещали сделать дубликаты ключей Renault или Hyundai за 30 минут и примерно 5–10 тыс. руб.
При этом Плисов предупредил, что в случае, если работа будет сделана некачественно, таким ключом можно заблокировать блок управления автомобилем, замена которого будет стоить куда дороже.
Сложнее обстоит дело с ключами для машин премиум-брендов. По словам Плисова, почти невозможно изготовить в России дубликаты ключей не только для Volvo или Mercedes, но и для Lexus.
«Уже известны случаи вывоза машин из России, временной постановки на учет в другом государстве, изготовления ключей у местных дилеров и последующего возвращения в Россию. Это касается в том числе Volvo», — говорит эксперт.
Жигалов при этом советует думать радикально.
«Гарантия на европейские и японские автомобили, проданные до 2022 года, постепенно заканчивается и уже по сути не работает. Запчасти для них становятся проблемой. Так что я бы советовал не медлить с их заменой на автомобили тех марок, которые официально присутствуют в России», — говорит вице-президент РОАД.
Плисов с ним не до конца согласен. По его словам, Россия остается уникальной страной, где автопроизводитель при выходе на рынок не обязан делать открытый доступ к своим каталогам запчастей и обеспечивать возможность послегарантийного обслуживания силами независимых СТО.
Это означает, что если какой-то из китайских брендов также покинет рынок, то клиенты из России останутся в тех же условиях, что и нынешние владельцы Volvo, то есть без запчастей и без сервиса — даже за свой счет.
На вопрос об исполнении гарантийных обязательств в отношении российских клиентов в глобальном пресс-офисе Volvo Autonews.ru также не ответили.
Комментарии закрыты.