Как научиться водить машину с нуля на «механике» и «автомате». Инструкция

В управлении автомобилем масса нюансов, поэтому не все становятся чемпионами мира по ралли или «Формулы-1». Как научиться водить машину, что важно знать и как не бояться

Что нужно знать, чтобы водить машину

Автомобиль является средством повышенной опасности, поэтому к его управлению официально допускаются только лица, прошедшие соответствующую подготовку. Согласно российскому законодательству, записаться в автошколу можно по достижении 16-летнего возраста с разрешения родителей или опекунов, сдать на права категории В (легковые автомобили) — с 17 лет, а получить такое водительское удостоверение — с 18 лет. Чтобы стать обладателем этого документа, уверенно и грамотно водить автомобиль, необходимо знать:

  • правила дорожного движения
  • расположение и функции органов управления автомобиля.
  • Основы устройства автомобиля
  • как правильно отрегулировать рулевую колонку и водительское кресло
  • как правильно отрегулировать внутрисалонное и наружные зеркала заднего вида
  • базовые приемы управления автомобилем
  • способы устранения простейших неисправностей.
  • Все это и является предметом изучения в автошколах.

    Как не бояться водить машину

    Волнение при обучении вождению — нормальное явление, ведь речь идет об ответственном процессе. Однако волнение не должно перерастать в сковывающий страх. Чтобы этого не произошло, надо:

  • оглядеться вокруг и понять, что многие хорошо водят автомобиль. Значит, и в этом случае не боги горшки обжигают. Главное — желание освоить управление машиной и правильная последовательность действий по достижению намеченной цели
  • использовать все возможности, которые предоставляет автошкола, для изучения теории и отработки навыков вождения на практике
  • выбрать инструктора, с которым при прочих равных будет психологически комфортно.
  • Как чувствовать габариты машины

    Не все наделены врожденным чувством габаритов автомобиля, но можно натренировать глазомер с помощью простейших упражнений.

  • Когда инструктор припаркует машину правым бортом параллельно бордюру, сядьте на место водителя и наклейте на переднюю панель (торпедо) маркер из цветной изоленты по линии, которая служит воображаемым продолжением бордюра. Эта отметка затем в аналогичной ситуации поможет оценить расстояние до правой границы проезжей части.
  • Положите фанерки или пустые пластиковые бутылки на асфальтовой площадке и старайтесь проехать по ним колесами того или иного борта, двигаясь как передним, так и задним ходом.
  • Установите на площадке конусы или вешки, чтобы, не сбивая, подъезжать к ним вплотную передним и задним бампером.
  • При парковке задним ходом перпендикулярно бордюру отрегулируйте зеркало с водительской стороны так, чтобы в него можно было видеть соответствующее заднее колесо и бордюр. Старайтесь, чтобы после остановки между ними оставалось небольшое пространство. Разумеется, при этом надо учитывать наличие столбиков, тумб, деревьев и иных предметов на пространстве в непосредственной близости за бордюром.
  • На автомобилях с парктрониками научитесь соотносить интенсивность предупреждающего звукового сигнала и расстояние до потенциально опасной преграды.
  • На автомобилях с камерами заднего вида или системами кругового обзора научитесь пользоваться этими устройствами, поскольку картинка на дисплее имеет свою специфику.
  • Как водить машину на механике

    Для управления автомобилем с механической коробкой передач (МКП) требуется овладение навыками обращения с такой трансмиссией:

    Как заводить машину на механике

    Перед включением двигателя необходимо:

    • убедиться в том, что затянут стояночный тормоз;
    • убедиться, что включена нейтральная передача, для чего покачать рычаг МКП влево-вправо;
    • если рычаг МКП не перемещается в этом направлении, следует, выжав сцепление, перейти с «рабочей» передачи на нейтраль. В противном случае, после запуска двигателя последует резкий рывок автомобиля, что чревато ДТП.

    Выполнив эти проверочные процедуры, завести двигатель, выжав педаль сцепления. Это не только дополнительная страховка от рывка автомобиля при непреднамеренном включении «рабочей» передачи. После длительной стоянки в сильный мороз, когда масло в коробке передач густеет, выжим сцепления позволит легче запустить мотор, который будет отсоединен от МКП. В такой ситуации надо дать двигателю немного поработать, а затем плавно отпустить педаль сцепления, удостоверившись, что включена нейтральная передача.

    Как правильно трогаться на механике

  • Удостовериться в том, что стояночный тормоз затянут. При выжиме сцепления это предотвратит самопроизвольное движение автомобиля, если он находится на уклоне.
  • Полностью выжать сцепление.
  • Включить первую или (в зависимости от ситуации) заднюю передачу. На некоторых моделях, например, Renault Duster с дизельным двигателем, трогание с места в обычных условиях выполняется на второй передаче. Соответствующая информация приводится в руководстве по эксплуатации.
  • Плавно добавляя газ, одновременно начать без рывков отпускать педаль сцепления.
  • Отключить стояночный тормоз, как только автомобиль слегка подастся вперед или назад в зависимости от выбранной передачи.
  • Плавно полностью отпустить педаль сцепления, добавляя газ.
  • Если двигатель заглох, нажмите на педаль тормоза, верните рычаг МКП в нейтральное положение и затяните стояночный тормоз. После этого повторите действия, указанные в пунктах 2-6.
  • Как переключать передачи на механике

    Первая (у некоторых моделей вторая) передача МКП предназначена для трогания с места или движения с черепашьей скоростью. Для разгона требуется последовательно переключать передачи. Для этого нужно выполнить следующие действия.

    Читать также:
    BMW представил кроссовер X3 нового поколения. Фото и характеристики
  • С включенной первой (или второй) передачей нажмите на педаль газа. Это движение может быть быстрым, но всегда плавным и однонаправленным.
  • Полностью выжмите сцепление, одновременно плавно отпуская педаль газа.
  • Включите следующую передачу.
  • Плавно отпустите сцепление, одновременно добавляя газ.
  • Используя этот алгоритм, переключитесь на следующую передачу, когда обороты двигателя (они контролируются по тахометру) достигнут отметки, соответствующей режиму максимальной тяги. Эта информация указана в руководстве по эксплуатации.
  • Все этапы переключения передач должны выполняться без пауз между ними.

    Как правильно тормозить на механике

    Если требуется просто сбросить скорость или плавно затормозить, следует:

  • нажать педаль тормоза
  • выжать сцепление
  • включить более низкую передачу
  • плавно отпустить педаль сцепления
  • если требуется продолжить замедление, повторить этапы 1-4 необходимое число раз
  • перед полной остановкой выжать сцепление, а затем нажать педаль тормоза
  • после остановки, удерживая нажатой педаль тормоза, перевести рычаг МКП в нейтральное положение.
  • если остановка достаточно длительная, затяните стояночный тормоз, после чего педаль рабочей тормозной системы можно отпустить.
  • Если требуется выполнить резкое торможение вплоть до остановки, следует:

  • сильно и быстро нажать педаль тормоза
  • как только обороты двигателя приблизятся к режиму холостого хода, о чем автомобиль даст знать легкой вибрацией, выжать сцепление, удерживая в полу педаль тормоза
  • удерживая нажатой педаль тормоза, перевести рычаг МКП в нейтральное положение
  • если остановка достаточно длительная, затяните стояночный тормоз, после чего педаль рабочей тормозной системы можно отпустить.
  • Как водить машину с «автоматом»

    Наличие у машины автоматической коробки передач (АКП) или, как принято говорить, «автомата», значительно упрощает процесс управления, поскольку смена диапазонов трансмиссии в большинстве ситуаций происходит без вмешательства водителя. В любом случае, у машин с АКП нет педали сцепления, хотя может быть предусмотрен режим переключения передач с помощью селектора коробки и/или подрулевых лепестков.

    Как заводить машину с «автоматом»

    Даже если затянут стояночный тормоз, завести двигатель автомобиля с АКП возможно, только полностью выжав педаль рабочей тормозной системы.

    Как правильно трогаться на машине с «автоматом»

  • удерживать педаль тормоза нажатой
  • отключить стояночный тормоз
  • перевести селектор АКП из положения «Р» (Parking) в положение «D» (Drive)
  • на ровной горизонтальной поверхности этого достаточно, чтобы автомобиль начал движение после того, как будет полностью отпущена педаль тормоза
  • нажать педаль газа для разгона.
  • Как переключать передачи на машине с «автоматом»

    В обычной ситуации АКП самостоятельно переключает передачи как вверх, так и вниз. Для более активного ускорения можно использовать ручной режим смены диапазонов с помощью селектора коробки или подрулевых лепестков. В этом случае переключения стоит выполнять, когда двигатель выходит на обороты максимальной тяги.

    Как правильно тормозить на машине с «автоматом»

    Правила торможения на автомобиле с автоматической коробкой передач могут отличаться в зависимости от погодных условий.

  • На сухой, чистой поверхности достаточно просто нажимать педаль тормоза с необходимым усилием. Это справедливо и для ситуации с экстренным торможением.
  • На скользкой, влажной поверхности лучше использовать сочетание нажатия педали тормоза и ручного последовательного переключения передач вниз (например, с 5-й на 2-ю) всякий раз, как только обороты двигателя заметно снизятся.
  • После остановки, если предполагается вскоре продолжить движение (например, при включении зеленого сигнала светофора), педаль тормоза остается нажатой, а селектор АКП должен находиться в положении «D». Это позволит увеличить ресурс «автомата». Во время остановки педаль тормоза можно отпустить, если автомобиль оснащен системой Auto Hold, которая автоматически включается после того, как автомобиль прекратит движение. О срабатывании системы Auto Hold сигнализирует соответствующий индикатор на приборной панели.
  • Если планируется достаточно длительная стоянка, следует, удерживая нажатой педаль тормоза, перевести селектор «автомата» в положение «N» (нейтраль), затянуть стояночный тормоз, отпустить педаль рабочей тормозной системы и только после этого перевести селектор АКП в положение «Р». Это позволит избежать повреждения механизма блокировки АКП, если автомобиль припаркован на уклоне.
  • Комментарий эксперта

    Некоторыми секретами грамотного управления автомобилем поделился наш эксперт Егор Зубец, руководитель Учебного Центра «ИБФ-Безопасность».

    «Для управления автомобилем исключительно важен правильный выбор посадки за рулем. Это пассажиры могут вальяжно откинуться в креслах, а водитель, чтобы лучше чувствовать машину, должен отрегулировать сиденье в продольном направлении так, чтобы лопатки не отрывались от спинки, когда запястье вытянутой правой руки ложится сверху на обод руля. В этом поможет регулировка рулевой колонки по вылету (при наличии)», — объясняет эксперт.

    Он уточнил, что в движении руки на ободе руля занимают положение на 10 и 2 часа, при этом большие пальцы не должны обхватывать обод, чтобы их не выбили спицы руля, резко повернувшегося при наезде на неровности. Желательно также, чтобы после выжима педали тормоза нога оставалась слегка согнутой в колене. Это снизит риск травмы колена при ДТП. Что касается высоты посадки, то в большинстве легковых автомобилей между головой водителя и потолком машины должен помещаться кулак. Если на машине установлены сиденья с регулируемыми подголовниками, то их следует установить так, чтобы затылок при отклонении головы назад касался центральной части подголовника.

    И еще один важный момент, относящийся непосредственно к вождению. Необходимо отработать так называемую «технику взгляда». Куда поедет автомобиль, зависит, в первую очередь, от того, куда смотрит водитель. Его руки, поворачивающие руль, подчиняются глазам.

    Комментарии закрыты.