Содержание:
С 1 апреля на авто из параллельного импорта придется доплачивать от ₽306 тыс.
Как работает параллельный импорт автомобилей в России, чем отличаются схемы перекупщиков от официальных дилеров и что изменится после 1 апреля 2024 года
- сЧто это
- Закон
- Гарантия
- Список
- Комментарий эксперта
Что такое параллельный импорт автомобилей
Параллельный импорт — это процедура ввоза юридическими лицами оригинальных иностранных товаров, в том числе автомобилей, в Россию. Причем без согласия правообладателей, которые ранее зарегистрировали принадлежащий им бренд в нашей стране.
С 2002 года параллельный импорт был запрещен в отношении товаров, находящихся в реестре объектов интеллектуальной собственности (РОИС). Возврат к прежней практике — ответная мера на уход в 2022 году с российского рынка ранее работавших на нем зарубежных компаний с целью не допустить дефицита товаров ряда категорий и, как следствие, роста цен на них. При этом ввоз в Россию автомобилей физическими лицами для личного пользования по-прежнему не считается параллельным импортом и регламентируется иными правилами.
Термин параллельный импорт используется, поскольку наряду с таким механизмом поставок из-за рубежа в отношении ряда товаров продолжает действовать прежний, с участием правообладателя и официального дистрибьютора.
При этом в России параллельным импортом по привычке начали называть и автомобили, которые ввозят частные лица или небольшие компании, оформляя машины для ввоза по упрощенным схемам. Так, до 29 октября 2023 года было выгодно ввозить в Россию машины, ранее оформленные на физических лиц для перепродажи новым собственникам — в таком случае действовали пониженные ставки на различные платежи. Кроме того, при оформлении таких машин в России можно было платить пониженные утильсбор — 3,4 тыс. руб. за автомобили с моторами объемом до 3 л. После заработавших изменений льготный утильсбор можно было сохранить только если собственник автомобиля не перепродавал машину вновь. Если же оформленный на промежуточное физлицо автомобиль перепродавали конечному собственнику в России, такая операция стала считаться коммерческой деятельностью. В таком случае утильсбор начали начислять по повышенным ставкам — как для юрлиц.
Ставка утилизационного сбора на новые машины. Действует с 1 августа 2023 года, руб. Объем двигателя Для физлиц Для юрлиц 0–1 л 3400 81 200 1–2 л 3400 306 00 2–3 л 3400 844 800 3–3,5 л 970 000 970 000 Больше 3,5 л 1 235 000 1 235 000 Электромотор 3400 360 000
Закон о параллельном импорте автомобилей 2024
Параллельный импорт автомобилей узаконило постановление правительства РФ № 506 от 29.03.2022. Полный текст документа доступен по ссылке.
Перечень марок автомобилей, разрешенных к ввозу по схеме параллельного импорта, содержится в периодически пополняемом списке, утвержденном приказом Минпромторга № 2701 от 21.07.2023. В случае официального возврата иностранного бренда в Россию его продукцию исключают из списка. В отношении тех марок автомобилей, которые отсутствуют в перечне Минпромторга, но остаются в РОИС, механизм параллельного импорта не применяется. Сейчас в эту категорию попадают китайские марки, имеющие в России свои представительства.
Постановлением правительства № 152 от 13.02.2024 внесены изменения в постановление № 1291 от 26.12.2013 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним», в соответствии с чем с 1 апреля 2024 года вводится ряд мер, направленных на запрет «серых» схем ввоза в Россию автомобилей через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Использование таких схем, основанных на разнице в стоимости таможенного оформления внутри ЕАЭС, вело к сокращению поступлений в федеральный бюджет. Теперь сохраняющаяся разница будет компенсирована за счет доначисления к сумме утилизационного сбора, который уплачивается в России. При этом будет учитываться разница в размере:
Одновременно вводится запрет на ввоз в Россию электромобилей и гибридов с силовыми установками последовательного типа (в них ДВС выполняет исключительно функцию генератора и никак не связан с колесами), растаможенных в странах ЕАЭС, поскольку в некоторых из них для моделей таких категорий действуют особо льготные условия таможенного оформления.
Расчет таможенной стоимости по новым правилам будет осуществляться исходя из данных о марке и модели автомобиля по списку, подготовленному Минпромторгом на основе данных от Федеральной таможенной службы. Это повлечет за собой серьезное увеличение стоимости автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС с использованием механизма параллельного импорта. Подробности в нашем материале по ссылке.
Гарантия автомобиля по параллельному импорту
Вопрос с гарантией на автомобили, ввезенные в Россию с использованием механизма параллельного импорта, не вполне очевиден. С одной стороны, Роспотребнадзор, ссылаясь на закон о защите прав потребителей(ЗЗП), утверждает, что продавец обязан соблюдать гарантийный срок, указанный производителем на своем официальном ресурсе. Однако четкое понимание того, какие ресурсы относятся к этой категории, отсутствует. Однозначно можно утверждать лишь:
Подробности в нашем материале по ссылке.
В настоящее время большинство автодилеров стали предлагать собственную гарантию на ввезенные по параллельному импорту автомобили. Кроме того, многие начали предлагать страховые продукты по аналогу страхового полиса каско. Так, можно выбрать страховой период и, если с машиной что-то случиться, страховщик будет обязан починить машину — как «по гарантии». Цена полиса зависит от машины — для автомобиля ценой от 3 млн руб. это около 30 тыс. в год.
Список параллельного импорта автомобилей 2024
В настоящее время, согласно приказу Минпромторга № 2701 от 21.01.2023 в редакции от 16.01.2024, разрешен параллельный импорт легковых автомобилей следующих марок:
Комментарий эксперта: как купить автомобиль по альтернативному импорту
О существующих рисках при покупке автомобиля, ввезенного в Россию с использованием механизма альтернативного импорта частными лицами, и о том, как действовать, оформляя такой заказ, рассказала ведущий юрист компании «Европейская Юридическая Служба» Марина Антонова. Она отметила, что при выборе перегонщика всегда существуют риски. Так, ввоз автомобилей мелкими партиями в большинстве случаев осуществляют маленькие ООО или ИП, а не крупные дилеры. Поэтому важно выбирать компанию с хорошими отзывами и проверенным именем.
«Есть риск заключить договор, отдать деньги и больше ни деньги, ни машину не увидеть. Далее, никто не гарантирует, что у поставленного автомобиля не обнаружатся производственные дефекты».
«С другой стороны, — продолжает эксперт, — имеется риск доначисления таможенной пошлины и утильсбора — от 306 тыс. руб. и более. Нередки случаи ввоза автомобилей по параллельному импорту с занижением таможенной стоимости автомобиля и как следствие занижения таможенной пошлины. Такие схемы в основном проходили через Киргизию, реже — через другие страны таможенного союза. Чтобы избежать этого, уже тут, в России, проверяйте декларацию, там должна быть указана полная реальная стоимость товара. А также проверьте ЭПТС на портале https://portal.elpts.ru/portal/index? 0. Для получения информации о реальной стоимости автомобиля заходите на иностранные официальные сайты автомобильных компаний и добавляйте транспортные расходы при ввозе».
Кроме того, Марина Антонова обращает внимание на разницу в ставках утилизационного сбора для юридических и физических лиц. В первом случае они выше. «Поэтому, заказывая автомобиль у «пригоняющей» компании, проверяйте договор, и ориентируйтесь на ставку утильсбора для юрлиц, — советует эксперт. — Вообще договор возмездного оказания услуг по ввозу автомобиля в РФ следует рассмотреть буквально под микроскопом, начиная от предмета договора — какой автомобиль, с какими техническими характеристиками вам должны доставить, заканчивая тем, кто за это платит, то есть сколько стоит отдельно услуга брокера, сколько стоит автомобиль, каков размер таможенных пошлин, и в каком объеме вам возвращаются деньги в случае, если брокер не смог привезти машину. Также проверьте срок действия договора».
Наконец, эксперт, с учетом отсутствия четких условий гарантии на автомобиль, длительности и малой перспективности судебного разбирательства в случае обнаружения каких-либо производственных дефектов, рекомендует сделать страховку, покрывающую недостатки товара, которые могут выявиться впоследствии.
Что изменится в оплате утильсбора с 1 апреля 2024 года
С 1 апреля 2024 года начнет действовать новая система проверки, которая позволит увеличить объемы доначисления таможенной пошлины
Так, с этого момента в России исчезнет возможность ввозить новые автомобили с оформлением на физлиц без уплаты дополнительных платежей. В соответствии с постановлением правительства № 152, теперь при ввозе через российскую таможню за такие автомобили придется уплачивать все положенные акцизы и налоги. А если машина идет через страны Таможенного союза — уплачивать и утилизационный сбор (от 306 тыс. руб.).
Сейчас экономия при ввозе автомобилей в Россию обеспечивается благодаря тому, что в странах ЕАЭС отсутствует статистическая таможенная стоимость автомобиля и все расчеты производятся от суммы, указанной в инвойсе. Помимо этого, в странах ЕАЭС более низкие процент НДС и другие платежи, которые обязательны при ввозе машины.
После 1 апреля при ввозе автомобилей в Россию через страны ЕАЭС будут контролироваться выплаты, совершенные при ввозе машин в страны ЕАЭС, и при обнаружении «недоплаты» владелец автомобиля будет обязан ее возместить.
Как объяснили опрошенные Autonews.ru перегонщики и специалисты по продаже подобных автомобилей, для клиентов это означает, что в цену им придется по умолчанию допонительно включать всю сумму утильсбора, который положен для автомобилей с определенным объемом мотора. То есть от 306 тыс. руб. до 1 235 000 руб.
«Сейчас небольшие компании по продаже таких автомобилей могут экономить на оплате дорогих площадей, как у дилеров, получении различных сертификатов, что и делает автомобили дешевле. В случае, когда к этой цене придется прибавить утильсбор, цена станет уже мнее привлекательной. И с разницей 300-400 тыс. руб. клиенты уже пойдут к официальным дилерам, поскольку пока считается, что покупка машины в автосалоне более надежна, хотя это не всегда так», — отметил один из участников рынка в беседе с Autonews.ru.
Таким образом, по мнению продавцов, предложения будут приближаться по ценам на автомобили у официальных дилеров, что постепенно приведет к прекращению работы такой схемы из-за отсутствия спроса и рентабельности.
Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить
Комментарии закрыты.