Эти модели могут пропасть в России из-за новых правил утильсбора. Список

Эксперт Тузов: из-за нового «утиля» подорожают премиум и спорткары

После анонсированного властями пересмотра методики начисления утилизационного сбора российский авторынок может существенно измениться. Эксперты объяснили Autonews.ru, какие модели уйдут, а какие останутся и подорожают

Что и когда изменится

Минпромторг анонсировал пересмотр методики начисления утилизационного сбора на ввозимые в Россию автомобили. В соответствии с релизом, с ноября 2025 года при расчете стоимости «утиля» могут начать учитывать не только объем двигателя и год выпуска транспортных средств, но и максимальную мощность. Затронет нововведение также электрокары и гибриды: льготы планируется сохранить лишь в отношении машин мощностью менее 80 л.с.

Что касается традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), то при превышении мощности 160 л.с. платить утильсбор по коммерческим ставкам будут обязаны даже физические лица, ввозящие автомобили для собственных нужд.

В настоящий момент на обычных граждан распространяется следующая льготная ставка:

  • 3,4 тыс. руб., если возраст автомобиля не превышает трех лет;
  • 5,2 тыс. руб., если возраст более трех лет.

Ставка коммерческого утильсбора в разы выше. К примеру, за автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 л он сейчас составляет 667 тыс. руб., а от 2,0 до 3,0 л — 1 875 400 руб.

Согласно подсчетам властей, увеличение ставок утильсбора позволит дополнительно собрать в бюджет от 40 млрд до 60 млрд руб. за год. Средства могут быть направлены на дофинансирование программ поддержки спроса на авторынке. Кстати, к 2030 году, согласно планам по ежегодной индексации «утиля», коммерческая ставка на модели с объемом двигателя от 1 до 2 л увеличится с сегодняшних 667 400 руб. до 1 172 400 руб.

Какие машины останутся, какие — нет

Пересмотр методики начисления «утиля», по мнению опрошенных Autonews.ru экспертов, может привести к существенной трансформации российского авторынка. На первичном рынке стоимость многих моделей подскочит мгновенно, а через два-три месяца цены вырастут и на вторичке — они будут тянуться вверх вслед за рынком новых машин.

«Речь идет о частичном сворачивании окна возможностей для импорта физлицами автомобилей для личного пользования, при котором утильсбор составляет несколько тысяч рублей», — пояснил президент Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслав Жигалов.

«Сейчас этот канал превратился в масштабный бизнес с десятками тысяч импортируемых преимущественно из Южной Кореи и Китая автомобилей. Такое окно противоречит самой идее утильсбора как защитного барьера для отечественного автопрома», — добавил он.

По словам специалиста, сейчас лазейкой пользуются не граждане, а бизнес, получая при этом необоснованное конкурентное преимущество.

Спрогнозировать судьбу отдельно взятых моделей Жигалов затруднился из-за большого количества факторов.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов пояснил, что с введением нового «утиля» изменится возможность приобретения новых автомобилей, ввозимых по параллельному импорту.

«Модели, доступные ранее, теперь столкнутся с высоким налоговым бременем. Например, подорожают европейские и американские спорткары с мощными двигателями, внедорожники премиум-сегмента (например, Mercedes-Benz GLS, BMW X7), японские и корейские модели вроде Toyota Land Cruiser и Kia Mohave. Эти автомобили больше не будут востребованы у россиян, из-за того что перестанет выгодно их ввозить», — уточнил Тузов.

Читать также:
4 года — не возраст. Длительный тест амбициозного Changan CS55 Plus

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский назвал последствия от новой методики негативными, поскольку все дополнительные траты лягут на плечи конечного клиента, не создавая при этом свободной конкуренции. Уровень грядущего подорожания популярных в России моделей Li Auto, а также Aito Seres эксперт оценил примерно в 2 млн руб.

Специалист добавил, что в преддверии запуска нововведения не стоит ждать роста импорта автомобилей в страну: нет смысла привозить автомобилей больше, чем можно продать за два месяца.

«Основные изменения по росту утильсбора коснутся небольшого сегмента рынка — это гибриды и электроавтомобили, там рост конечной стоимости будет примерно +2 млн руб. на единицу. А весь сегмент электрических автомобилей и гибридов составляет порядка 8% от объема продаж», — подчеркнул Ольховский.

Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов напомнил, что льготные ставки сохранятся только для машин с моторами мощностью менее 160 л.с. при импорте автомобилей в личных целях. Для электромобилей и гибридов последовательного типа (например, Li Auto, Voyah Free) порог установлен в 80 л.с.

К числу ныне импортируемых популярных моделей, которые точно останутся, эксперт отнес следующие:

  • Mazda CX-5 2,0 (155 л.с.);
  • Toyota RAV4 2,0 (150–155 л.с.);
  • Nissan X-Trail 2,0 (150 л.с.);
  • Hyundai Tucson 2,0 MPI (150 л.с.);
  • Kia Sportage 2,0 MPI (150 л.с.);
  • Volkswagen Tiguan, Tayron, T-Roc 1,4 TSI (150 л.с.);
  • Audi A3, Q3, Q2L 1,4 TSI (150 л.с.);
  • Skoda Octavia, Superb, Karoq 1,4 TSI (150 л.с.);
  • Honda Civic 2,0 (155 л.с.).

Также в списке моделей, по мнению Семенова, останутся на рынке:

  • Volkswagen Golf;
  • Kia K3;
  • Mazda3;
  • BMW X1;
  • Mercedes-Benz C-Class;
  • Audi A3.

Mazda CX-5

Не пропадут, по его словам, и японские праворульные машины:

  • Honda Freed;
  • Honda Fit;
  • Toyota Corolla;
  • Honda Stepwgn;
  • Honda Vezel;
  • Suzuki Jimny.

Среди автомобилей мощностью выше 160 л.с., которые пока ввозятся по льготным ставкам, останутся почти все полноприводники:

  • Geely Monjaro;
  • Toyota RAV4;
  • BMW X3 и X5;
  • Hyundai Palisade и Santa Fe;
  • BMW 5 Series;
  • Toyota Highlander;
  • Kia Sorento и Carnival.

Однако стоимость многих новых иномарок увеличится на 800 тыс. руб. и более в зависимости от мощности двигателя, считает эксперт.

Автомобили с двигателями объемом от 1,5 до 2,0 л, которые сейчас стоят в среднем 2,5–3 млн руб., подорожают на 15–22%, а с двигателями объемом 2,0–3,0 л и средней стоимостью 4–5 млн руб. — на 30–40%, уверен Семенов.

«Поправки окончательно подтверждают антиконституционное введение при помощи утилизационного сбора новых налоговых и таможенных сборов, не предусмотренных законом, не пропорциональных заявляемым экологическим целям утилизации авто (которая не зависит от мощности двигателя) и носит исключительно протекционистский характер, нарушающий добросовестную конкуренцию и провоцирующий инфляцию», — заявил собеседник.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов

Комментарии закрыты.