Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Имя Харви Вайнштейна стало почти нарицательным после того, как голливудские актрисы публично заявили о сексуальных домогательствах с его стороны. Однако подобные инциденты не редкость, особенно в киноиндустрии и шоу-бизнесе. Остается только гадать, сколько актрис пострадало от харассмента, лишившись возможности сделать карьеру.

Увы, движение #MeToo пока затронуло не все страны, и отвергнутые продюсеры и режиссеры продолжают мстить, не опасаясь за свою репутацию. Часто об их преступлениях мы узнаем постфактум, как и в случае с «русским Вайнштейном» Иваном Пырьевым – любимчиком Сталина, директором «Мосфильма» и сумасбродным режиссером, уничтожившим карьеры многих актрис и не пожалевшим даже собственную жену. О так называемом черном списке Пырьева даже снят документальный фильм «Список Пырьева. От любви до ненависти».

Рассказываем, кто из советских актрис подвергался сексуальным домогательствам и поплатился карьерой за отказ.

Екатерина Савинова

Кадр из фильма «Приходите завтра»

Восходящая звезда Екатерина Савинова стала одной из многих жертв харассмента со стороны режиссера Ивана Пырьева на съемках «Кубанских казаков». Красавица не просто решительно отказала ему, а влепила пощечину на глазах съемочной группы. С тех пор режиссеры «Мосфильма» перестали приглашать ее в кино, не желая переходить дорогу злопамятному любимчику вождя. Единственным, кто нарушил негласный десятилетний бойкот, стал муж Савиновой, режиссер Евгений Ташков, снявший ее в своем фильме «Приходите завтра». Увы, эта роль стала для нее последней: на съемках актриса выпила сырое молоко и заразилась бруцеллезом. Болезнь дала осложнения на нервную систему. В результате тяжелого расстройства психики актриса покончила с собой.

О домогательствах директора «Мосфильма» к Савиновой известно благодаря актрисам Татьяне Конюховой и Наталье Бондарчук. Однако третья жена Пырьева Лионелла (в девичестве Скирда) считала эту историю ложью, называя Савинову мстительной и неблагодарной.

Ия Арепина

Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Кадр из фильма «Степные зори»

Роль в «Капитанской дочке» сделала красавицу Ию Арепину знаменитой. Ее засыпали предложениями, и Пырьев не мог пройти мимо эффектной блондинки. Актриса отклонила предложение сняться в его фильме и отказалась делить с ним постель, но он был так настойчив, что ей пришлось даже написать на него жалобу, обвинив в домогательствах. Однако за Пырьева заступились влиятельные покровители, которые назвали Ию Арепину скандалисткой. С тех пор девушка появлялась на экранах только в эпизодах. Лишь спустя 14 лет ее звезда снова зажглась благодаря роли в фильме «Калина красная» Василия Шукшина. Об этом позже рассказывала актриса Вера Васильева в своих мемуарах.

Марина Ладынина

Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Кадр из фильма «Любимая девушка»

Марина Ладынина познакомилась с Иваном Пырьевым на съемках «Вражьих троп». Они поженились в 1936 году, но режиссер продолжал ухаживать за другими актрисами. Он давал жене роли в своих фильмах «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» и других. И вот однажды он положил глаз на актрису Лионеллу Скирду, которая была моложе его на 37 лет. Узнав, что он хочет уйти из семьи, Ладынина подняла скандал. Чтобы избавиться от надоевшей жены, Пырьев занес ее в черный список, и актриса пропала с экранов. По злой иронии судьбы ее последней ролью в кино стал фильм «Испытание верности». Об этом подробно рассказано в документальном фильме «Список Пырьева. От любви до ненависти».

Читать также:
Вспомнить все: как изменились актеры сериала «Молодежка»

Елена Антоненко

Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Кадр из фильма «Молодыми остались навсегда»

Елена Антоненко сталкивалась с домогательствами режиссеров неоднократно. Она была утверждена на главную роль в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», но лишилась ее, когда отвергла ухаживания режиссера Эмиля Лотяну.

Елена должна была сыграть в фильме «Наше призвание», но режиссер Геннадий Полока начал делать ей недвусмысленные намеки. Когда же она решительно отказала ему, то он попросил ее отдать костюм другой актрисе. Об этом и других случаях актриса рассказала «Комсомольской правде» в январе 2019-го.

Инна Кмит

Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Кадр из фильма «Во власти золота»

Инна Кмит происходила из семьи актеров (ее отец Леонид стал народной звездой после роли Петьки в «Чапаеве») и успела прославиться ролями в «Она вас любит» и «Во власти золота». Но ни связи, ни красота, ни талант ей не помогли, когда актриса отвергла ухаживания Анатолия Эфроса. Поговаривали, что во время репетиций он позволил себе лишнего, и девушка дала ему пощечину. Кмит понимала, что ситуация может повториться, поэтому решила осознанно сменить деятельность. Более 25 лет она работала на Центральном телевидении режиссером телепрограммы «Время».

Евгения Филонова

Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Кадр из фильма «Снегурочка»

Евгению Филонову считали одной из самых красивых актрис, но в ее фильмографии насчитывается всего пять картин, из которых самая известная роль в «Снегурочке». Филонова была замужем, когда ей начал покровительствовать режиссер Театра им. Гоголя Борис Голубовский. Причем в театральной среде все знали, что за роли он рано или поздно потребует «благодарности». Однако ее это предложение удивило, и девушка покрутила перед ним обручальное кольцо. Почувствовав себя обманутым, Голубовский разозлился и уволил ее без причин. Эту историю предала огласке ее коллега Эллия Суханова, которую Голубовский также хотел сократить за якобы «несоответствие нужному образу». Филонова не готова была идти на все ради карьеры, но жалоба Сухановой в Управление культуры дала эффект: обеих восстановили. Однако заметных ролей Филоновой больше не давали.

Вера Васильева

Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

С домогательствами Пырьева пришлось столкнуться и Вере Васильевой. В своей автобиографии «Продолжение души» она рассказала, как после получения Сталинской премии за роль в его фильме «Сказание о земле Сибирской» режиссер потребовал «благодарности». Он пригласил ее в гостиничный номер и прямо заявил об этом, в испуге она сбежала. Впрочем, в своей книге она пояснила, что такое поведение, как оказалось, считается привычным в киноиндустрии.

Наталья Варлей

Харассмент в СССР: как режиссеры мстили актрисам, которые отказались становиться их любовницами

Кадр из фильма «Кавказская пленница»

В своих мемуарах «Канатоходка» Наталья Варлей призналась, что на съемках «Кавказской пленницы» женатый Гайдай на свой день рождения последовал за ней в ее гостиничный номер и пытался поцеловать. Актриса решительно отвергла ухаживания, выставив его за дверь. Тогда в отместку он «лишил ее голоса», хотя в этом не было необходимости. В итоге ее переозвучила Надежда Румянцева, а песню про медведей спела Аида Ведищева. Кстати, Светлана Светличная позже также заметила, что внимание к ней на съемках было излишним.

Комментарии закрыты.