В этом году у «Смешариков», на которых выросло целое поколение, большой юбилей – двадцать лет со дня выхода первой серии о жителях Ромашковой долины. Но только сейчас люди, смотревшие «Смешариков» по утрам за завтраком перед школой (разблокировано воспоминание), внезапно начали находить в коротких и простых эпизодах философские подтексты, жизненные мудрости и даже отсылки к Альфреду Хичкоку, Джиму Джармушу и «Красоте по-американски». В социальных сетях, например, то и дело мелькают отрывки, в которых Кар-Карыч говорит: «Можно всю жизнь прождать подходящий момент, и в итоге так и не сказать друг другу что-то важное», или отношения Кроша и Ежика в одной из серий разбирают с точки зрения психологии. К своему двадцатилетию эти круглые очаровательные персонажи подходят в статусе культовых – они получили несколько спин-оффов, выходили в 3D и удостоились полных метров, так что по уровню популярности могут составить конкуренцию даже «Маше и Медведю», известным практически во всем мире.
В чем их секрет? Пожалуй, в универсальности сюжетов – добрых, поучительных и ярких для детей и заставляющих задуматься для взрослых. Впрочем, по той же причине они не теряют актуальности даже сегодня, и вчерашние дети готовы разбирать семиминутные эпизоды на новые смыслы, цитаты и видео для социальных сетей. А еще это, конечно, заслуга многогранности самих персонажей – они не делятся на хороших и плохих, что было бы типично для детского мультфильма, где, как правило, есть строго положительные и отрицательные герои. В этом смысле «Смешарики» роднятся с реальными людьми, а значит – и со взрослыми зрителями, которые могут узнать в них себя.
Но еще интересней то, как авторы сумели вписать в детский проект классику чуть ли не во всех ее проявлениях – от литературы до кино. Так, например, фраза «Ай да Бараш, ай да овечий сын» – отсылка к строчкам из письма А. С. Пушкина Петру Вяземскому, сцена, где Нюша утопает в конфетах – визуальное заимствование из «Красоты по-американски», а серия «Марафонец» и вовсе будто списана с «Форреста Гампа» (у Бараша даже появилась красная кепка, как у Тома Хэнкса, а во сне Ежик кричит ему: «Беги, Бараш, беги!»). Еще из нашего любимого – аллюзия в эпизоде «Бутерброд» на знаменитую сцену в душе из «Психо» Альфреда Хичкока, серия «Ежик в туманности», в которой без труда узнается советский «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, и даже явная ассоциация «Смысла жизни» со «Сталкером» Андрея Тарковского.
-
Фото: кадр из мультсериала «Смешарики»
-
Фото: кадр из фильма «Форрест Гамп»
-
Фото: кадр из мультсериала «Смешарики»
-
Фото: кадр из фильма «Психо»
-
Фото: кадр из мультсериала «Смешарики»
-
Фото: кадр из мультфильма «Ежик в тумане»
-
Фото: кадр из мультсериала «Смешарики»
-
Фото: кадр из фильма «Сталкер»
Впрочем, популярности в медиапространстве «Смешарикам» добавляют не столько множественные отсылки, сколько цитаты героев и мемы. Фразу Кар-Карыча «Отстаньте от меня, вы мне надоели, я вас ненавижу», например, используют для описания состояния, а скриншот из мультфильма с Ежиком, который держит лопату над головой и кричит «Бунт», и вовсе используют при любом удобном случае в социальных сетях. К тому же три года назад на пике популярности TikTok на площадке завирусилась песня Пина «От винта», породившая сразу три тренда.
Художник Салават Шайхинуров – первый автор «Смешариков» – в комментарии «Кинопоиску» рассказывал, что когда увидел первые эскизы персонажей (тогда они еще назывались Сластенами – вдохновение нагрянуло из процесса создания героев для настольной игры для шоколадной фабрики), то сразу понял, что это сработает. «Они забавные и в то же время простые: их легко анимировать, с ними легко делать игрушки, нарисовать их может даже ребенок. А это ведь тоже важно – чтобы зрители сами могли нарисовать героев любимого мультфильма», – рассказывал он. Сейчас же его «дети» готовятся разменять второй десяток: «Смешариков» транслируют в 90 странах, они дублированы более чем на 60 языков, количество серий насчитывает уже больше трехсот, а в их копилке премия «Икар» и даже номинация на «Золотого орла».
На самом деле, «Смешарики» во многом помогли перезапустить российскую анимацию как таковую – в начале нулевых, когда Крош, Нюша, Ежик, Бараш, Копатыч, Совунья, Кар-Карыч и Пин впервые появились на экранах, индустрия переживала творческий и производственный кризисы. И именно «Смешарики» дали возможность появиться на свет и «Маше и Медведю», и «Фиксикам», и «Трем котам» – они просто доказали, что такие истории могут быть и будут успешными. Останавливаться ни сами «Смешарики», ни их авторы при этом, кажется, не планируют, и в новое десятилетие своего существования врываются не только с оригинальным проектом, но и с дополнительными сюжетными линиями – про спорт, науку, безопасность и самых маленьких героев («Малышарики»). Что они готовят для зрителей? Мы не переключимся, чтобы узнать наверняка.
Комментарии закрыты.