От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Если любой кинопроект начинается со сценария, то съемки — с подготовки площадки. Локейшн-менеджеры — одна из самых важных среди «невидимых» профессий в кино. Именно их усилиями урбанистический пейзаж спального района превращается в площадку для ретрофутуристического блокбастера, современные улицы с дорожными знаками и каналами — в мостовые XVIII века, а дворцы времен Российской империи — в средневековые замки из фэнтези.

За каждой сценой на фоне Эрмитажа или советской коммуналки стоит огромный мультизадачный труд. Недостаточно найти место для съемок — нужно договориться с жильцами, получить разрешения городских служб, организовать доставку техники, обеспечить электроснабжение и решить множество административных вопросов, о которых не подозревает ни зритель, ни даже съемочная группа. Далеко не каждый человек сможет пройти через «бюрократический ад» и найти компромисс между непримиримыми сторонами.

Ко Дню кино, 27 августа, мы узнали у локейшн-менеджеров компании Location 360 о том, как создавались локации и интерьеры для самых ярких фильмов и сериалов, съемки которых происходили в Санкт-Петербурге.

«Этерна» (2025)

Кадр из сериала «Этерна»

«Этерна» стала одним из самых амбициозных проектов последних лет. Перенести на экран эпическое фэнтези со множеством героев, локаций, перемещений во времени и фантастических элементов — нетривиальная задача. До «Властелина колец» все фэнтези в лучшем случае выглядели, как самодеятельность. Другим феноменальным успехом стала «Игра престолов», доказавшая потенциал жанра. В России первую попытку перенести цикл «Отблески Этерны» Веры Камши предприняли в 2022 году, однако результат не удовлетворил ни критиков, ни зрителей. Продюсеры решили дать проекту второй шанс.

Сюжет рассказывает о борьбе аристократических кланов за трон на грани Великого Излома (то есть конца света). Поскольку действие разворачивается в вымышленном Средневековье, причем в разные временные промежутки, важно было учесть аутентичность географии. Сериал снимали в нескольких регионах России — Дагестане, Псковской и Ленинградской областях, а также в самом городе на Неве.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Постер сериала «Этерна»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Этерна»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Этерна»

Чтобы сделать мир Этерны живым и убедительным, локейшн-менеджеры Виталий Левитин, Артем Демкин и Евгений Костарев тщательно прорабатывали каждую деталь. Основные эпизоды снимали в особняке Кельха и Доме архитектора, Этнографическом музее и Академии Штиглица, но сложность заключалась в том, чтобы всем известные локации открылись зрителям совершенно по-новому. В сериале показали уникальные инкрустации Агатовых комнат Царского Села, где снимали покои королевы Катарины Оллар. Сцены в школе Лаик, где обучались молодые дворяне, снимали в Императорских готических конюшнях Петергофа.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок сериала «Этерна»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок сериала «Этерна»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок сериала «Этерна»

Ради сериала команда Location 360 договорилась о приостановке реставрационных работ в Выборгском замке, что было непросто. Также компания организовала съемки в живописных дагестанских селах Чох и Гунниб. Для съемок сцен знаменитой Гуннской крепости пришлось возвести масштабные декорации и обеспечить их круглосуточную охрану — задача, требующая деликатности и уважения к местным традициям.

Киновселенная «Майор Гром»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»

Франшиза о Майоре Громе — пока что единственный супергеройский хит в России. До 2029 года нас ожидает, как минимум, девять новых фильмов и сериалов по комиксам Bubble. Мультсериал «Фурия», сериал по «Майору Грому», «Бесобой», «Мироходцы», «Экслибриум», «Время Ворона» и другие проекты. Все они будут связаны единой концепцией.

Для создания альтернативной версии Петербурга потребовались объединенные усилия фаундеров компании Location 360 Сергея Касатова и Александра Талалуева, генерального директора Никиты Лебле, а также локейшн-менеджеров Ивана Сухорукова, Ивана Веселова и Анны Медведевой.

Изначально для полицейского участка рассматривали Инженерный замок, но из-за ярких терракотовых стен выбор в итоге пал на более сдержанный Мраморный дворец. Под стать экстрерьеру с нуля были построены декорации в здании бывшего Русско-Азиатского банка. Такие тонкости позволили создать атмосферу мрачного мегаполиса.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Постер фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Майор Гром: Сериал»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»

Во второй части «Гром. Трудное детство» локейшн-менеджеры для одной из главных сцен арендовали цех Кировского завода, который сочли наиболее удачным среди действующих индустриальных площадок. Но сложнее всего оказались съемки на Исаакиевской площади, которые пришлось согласовывать полтора месяца. По архивной фотографии была точь-в-точь воссоздан уличный рынок — ради этой сцены полностью перекрыли движение у Мариинского дворца.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок фильма «Гром: Трудное детство»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок фильма «Майор Гром: Игра»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»

Третья часть «Майор Гром. Игра» стала настоящим вызовом, как с организационной, так и с технической точки зрения — для съемок погони на улице Чайковского пришлось перекрыть движение. Но были и другие задачи: запуск огромных воздушных шаров с Дворцовой площади и фейерверк в действующей церкви. В этот раз локейшн-менеджеры нашли новое место для полицейского участка и заменили локации неблагополучных районов.

Читать также:
Вышел трейлер второй части мультфильма «Головоломка»

«Пророк. История Александра Пушкина»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым потребовал от локейшн-менеджеров колоссальной работы над воссозданием эпохи первой трети XIX века. Для этого из городской среды убрали все анахронизмы, которых тогда просто быть не могло: рекламные щиты, дорожные знаки, городскую подсветку. Пришлось даже перекрыть несколько центральных улиц. Сложнее всего было уговорить администрацию города на съемки моста, который тогда ремонтировали. Команде Location 360 пришлось согласовывать детали с подрядчиками, строителями и городскими службами.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Постер фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Для зрителя это не всегда очевидно, но, как правило, зиму снимают в другие сезоны. Так было и в этот раз. Погода была осенняя, поэтому, в соответствии со сценарием, локейшн-менеджерам Александру Ляху, Ольге Суворовой, Вадиму Болкунову пришлось организовать снежение: перекрыть полностью несколько улиц и всю территорию задекорировать спанбондом и покрыть искусственным снегом. Согласно условиям, после окончания натурных съемок предстоял демонтаж декораций, чтобы возвратить городу первозданный вид.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок «Пророк. История Александра Пушкина»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок «Пророк. История Александра Пушкина»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок «Пророк. История Александра Пушкина»

Особенно осознаешь ценность такой работы, когда получаешь возможность показать зрителям места, обычно закрытые для широкой публики. И это приятнее всего в работе локейшн-менеджера. Например, в общими усилиями удалось показать Библиотеку Бестужевских курсов — архитектурный триумф своей эпохи, который ранее никто никогда не показывал на большом экране. Это позволяет повысить узнаваемость памятника и увеличить приток туристов.

«Убить Риту»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок сериала «Убить Риту»

В сериале «Убить Риту» перед локейшн-менеджерами Вадимом Рязанцевым и Дмитрием Черновым стояла задача отказаться от открыточного облика Санкт-Петербурга с его достопримечательностями и превратить его в неоновый мегаполис. Вместо монументальности и торжественности референсом стал восточноазиатский колорит. Такой нестандартной площадкой для съемок стали эллинги Кронштадта, где на целую неделю возвели декорации «Шанхая». Нетипичной задачей стал поиск кукурузного поля в северном регионе — к счастью, нужную локацию нашли в Ленинградской области.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Постер сериала «Убить Риту»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Убить Риту»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Убить Риту»

По сценарию в сериале много экшн-сцен с участием каскадеров, погонями и перестрелками, которые происходят в экзотических урбанистических локациях. Сложнее всего было подготовить сцену, в которой героиня Евгении Борзых удирает на тачке от бандитов на хвосте. Целых три дня ушло на то, чтобы показать, как преследователь бьет в лобовое стекло, перелетает через него, после чего рядом с ним происходит взрыв.

«Беспринципные в Питере»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Беспринципные в Питере»

В работе над «Беспринципными в Питере» перед командой Location 360, в которую вошли Иван Сухоруков, Дарья Васильева, Алексей Казаков, Алексей Веселов, стояла задача: органично вписать героев в новую городскую среду, сохранив дух прошлых сезонов. Поскольку сознание зрителя воспринимает фасад и интерьеры как единое пространство, решили снимать сцены в разных зданиях. Это позволило разнообразить визуальный ряд и показать новые места премиум-класса.

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Постер сериала «Беспринципные в Питере»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Беспринципные в Питере»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр из сериала «Беспринципные в Питере»

По сюжету героиню Валентину поселили в легендарном доме Бака на Кирочной улице, однако интерьеры квартиры снимались в другом месте. Аналогично показали сцены в элитном клубе «703». Дореволюционную роскошь залов Дома ученых им. Горького объединили с фасадом Елагина дворца.

С точки зрения организации съемок сложнее всего оказалась смена в Михайловском театре. Команде Location 360 пришлось готовить площадку исключительно в ночные часы: после завершения основного репертуара и до начала утренних репетиций. Любое отклонение от расписания могло свести на нет все усилия. К тому же, в проекте был задействован оркестр, дирижер и артисты балета. Специально для сериала на легендарной сцене установили уникальную декорацию.

В сериале также есть сцена развода Благовещенского моста посреди дня. Для нее пришлось перекрыть движение транспорта, несмотря на большой трафик, и трижды поднять пролеты во внеурочное время. В последний раз подобное делали 30 лет назад на съемках — «Невероятных приключений итальянцев в России».

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок сериала «Беспринципные в Питере»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок сериала «Беспринципные в Питере»

От «Майора Грома» до «Этерны»: как создать средневековье и ретрофутуризм в кино

Кадр со съемок сериала «Беспринципные в Питере»

Теперь, когда понятно, какой колоссальный труд стоит за созданием фильма и сериалов, становишься невольно терпимее к перекрытым улицам, шуму генераторов и прочим неудобствам городской жизни. В идеале все это регулируют локейшн-менеджеры, которые по максимуму устраняют неудобства, берут на себя улаживание разногласий с жителями, чиновниками и владельцами элитной недвижимости. Именно их усилиями в кадре появляются красивые локации, которые мы потом мечтаем посетить. Эти невидимые профессионалы своего дела используют все мастерство, чтобы сценарий обрел жизнь на экране.

Кадры со съемок предоставили: Кинопоиск, Продюсерская компания MEDIASLOVO, компания Location 360.

Комментарии закрыты.